24 сентября 2022
Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича
Оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки» (1959). Премьера
Музыка Дмитрия Шостаковича (1906-1975)
Либретто Владимира Масса (1896-1979) и Михаила Червинского (1911-1965)
Мировая премьера: 24 января 1959, Московский театр оперетты

Черёмушки, в Черёмушках черемуха цветет
И все мечты сбываются у тех, кто здесь живет.

Пусть Дмитрий Шостакович, чье имя теперь носит наш театр, и не писал ничего специально для Куйбышевского театра оперы и балета, но именно в Куйбышеве закончил свою легендарную Седьмую («Ленинградскую») симфонию и слушал ее первое исполнение в зале нашего театра. Шостакович хорошо известен как музыкант, писавший серьезные трагические произведения. Но мало кто знает, что важнейший российский композитор XX века не стеснялся любви к легкому жанру – оперетте, цыганскому пению, джазу.

Сюжет единственной оперетты, которую сочинил Шостакович – «Москва, Черемушки», – композитору предложили в 1958 году Владимир Масс и Михаил Червинский. Шостакович согласился и сопроводил бытовой, но авантюрный сюжет яркой, запоминающейся музыкой. За московской премьерой последовали спектакли в Ростове-на-Дону, Одессе, Свердловске, Братиславе, Праге, Магадане, Загребе, разных городах ГДР и Чехословакии. А через два года на основе оперетты был снят фильм «Черёмушки» (режиссер Герберт Раппапорт).

Основная тема оперетты перекликается с отечественной историей 1950-х–60-х годов. В ней рассказывается о масштабном переезде москвичей из коммунальных квартир в отдельные, собственные в новостройках. Не обходится и без смешных и трогательных ситуаций, сопутствующих этому «великому переселению».

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе
Художник-постановщик – Александр Костюченко (1958–2019)
Художник-реконструктор – Александр Пырялин
Художник по костюмам – Елена Соловьёва
Художник по свету – Эмиль Авраменко
Видеоконтент – Гарри Гуммель
Хормейстер-постановщик – Максим Пожидаев
Хореограф-постановщик – Юлиана Малхасянц
Дирижер – Алишер Бабаев
Режиссер – Оксана Штанина
Педагог по сценической речи – Дарья Казеева


Действующие лица:

Александр Петрович Бубенцов, счастливый москвич
Маша, его жена
Семен Семенович Бабуров, старый москвич
Лидочка, его дочь
Борис Корецкий, человек без адреса
Сергей Глушков, шофер
Люся, арматурщица
Федор Михайлович Дребеднёв, персона
Вава, персональная жена
Афанасий Иванович Барабашкин, управхоз
Участковый
Курочкин, Курочкина, Мылкин, Мылкина, нервная дама, муза, жена, сосед, соседка, строители, новоселы – артисты хора, балета и миманса

Либретто
Первое действие

На сцене – главные герои, которые спорят о том какой район Москвы лучше. Действие переносится в Марьину рощу.

Из дома выходят жильцы – обитатели Марьиной рощи, собирающиеся на работу, учебу. Среди них Люся. Она ждет Сергея. Жильцы расходятся по делам. Люся тоже собирается уходить. Из дома выбегает заспанный, одевающийся на ходу Сергей. Он догоняет уходящую Люсю, но та обижена на него за опоздание.

Расстроенный Сергей замечает Бориса. Борис рассказывает другу о своей жизни, о том, как уехал из Москвы на периферию. Выясняется, что жить Борису негде – дом, в котором он жил, снесли согласно Генплану реконструкции Москвы. Сергей предлагает Борису остановиться пока у него. Выходят жильцы. Все знакомятся с Борисом

Массовое гулянье на ВДНХ у фонтана «Дружба народов». Бубенцов проводит экскурсию для москвичей, приезжих из союзных республик и иностранных туристов. С ними Маша – жена Бубенцова, Борис с Сергеем. Бубенцов передает экскурсию Лидочке.

Маша задерживается и незаметно отстает от экскурсии. Убедившись, что их никто не видит, они с мужем застывают в долгом поцелуе.

Входят Сергей и Борис, которого раздражает «образцово-показательное» благополучие ВДНХ. Повздорив по этому поводу с Сергеем, Борис остается поджидать Лидочку.

Бубенцовы рады мимолетной встрече. Вместе они мечтают о своей квартире, которую ждут не дождутся, а пока – вынуждены жить в разных местах. Расстроенные, они расходятся по домам. Наблюдавший за ними Борис в задумчивости остается один. В это время из ворот выходит Лидочка и прощается с экскурсантами. Борис пытается заговорить с девушкой. В шутливо-издевательской форме он высмеивает и занятие Лидочки, и экспонаты ВДНХ. Обиженная Лидочка остается одна.

Вечереет. Прибегает запыхавшийся Бабуров, который сообщает, что их дом рухнул. Раздаются оглушительные удары. Во дворе Марьиной рощи огромный подвесной молот-било начинает ломать старые дома. Собираются жильцы. В торце дома-барака – дыра. В нее участковый вытаскивает Бубенцова в бессознательном состоянии.

Прибывший на автомобиле ЗИМ с Вавой и Барабашкиным Дребеднёв объявляет жильцам, что согласно Генплану реконструкции Москвы их дом пошел на слом. Жильцы возмущены, но Дребеднёв угрозами заставляет их замолчать. Дребеднёв, Вава и Барабашкин уходят. Жильцы в недоумении и расстройстве. Неожиданно Сергей, который все время уныло сидел за рулем, замечает, что Дребеднев оставил портфель. Портфель заперт, но его открывают с помощью отмычки, несмотря на протесты Лидочки и при полной поддержке жильцов. Сергей достает ордера на квартиры и раздает их жильцам. Узнав свой новый адрес – Черёмушки, – жильцы, по предложению Бубенцова, с ордерами в руках, похватав из дома пожитки, устремляются на новое место жительства. Борис уговаривает Сергея отвезти их с Лидочкой и Бабуровым в Черёмушки. К развалинам барака возвращаются Дребеднёв с Вавой. Не обнаружив машину с водителем, поссорившись и повздорив, они вместе с Барабашкиным на мотоцикле участкового едут в Черёмушки.

Второе действие

Бубенцовы, Бабуровы и Сергей с Борисом на автомобиле ЗИМ едут в Черёмушки. За ними, обгоняя друг друга, бегут к новому месту жительства обитатели Марьиной рощи.

Двор новостройки. Все завалено строительным мусором, не благоустроено и неуютно. В глубине –панельная пятиэтажка-хрущевка. У строителей заканчивается рабочий день, среди них Люся. Приехавший на автомобиле Сергей, пытается помириться с Люсей. Борис понимает, что это та девушка, из-за которой Сергей так расстроен, однако не понимает причин нерешительности друга, который боится объясниться в любви, ведь девушка может подумать, что теперь он это делает, имея виды на ее жилплощадь. Борис же не видит в этом ничего особенного. Напротив, он считает, что брак – это вообще лучший способ получить жилье. Друзья ссорятся.

Во дворе новоселы взволнованно-радостно обсуждают новое местожительство. Однако время идет, а начальства все нет. Жильцы возмущены. Появляется участковый на мотоцикле, с ним Дребеднёв, Вава и Барабашкин. Борис встречается с Вавой, и они узнают друг друга. Вава знакомит его с мужем. Борис насмехается над ее выбором, говоря, что такие жертвы не стоят двухкомнатной квартиры. Барабашкин не хочет давать ключи жильцам, так как у него свои виды на квартиры в новостройке. Жильцы в недоумении и унынии. Борис предлагает Лидочке не дожидаться ключей, а попасть в квартиру через балкон.

Борис и Лидочка с помощью строительного крана поднимаются на балкон квартиры. Лидочка осматривает свои «хоромы». Борис в шутливой форме делает ей предложение. Лидочка в той же форме отвечает ему отказом.

Борис уже серьезно объясняется Лидочке в любви, но девушка не верит ему. В этот момент раздается грохот. В проломе стены появляются Барабашкин и Дребеднёв. Они объявляют, что квартиры нет, что это часть жилплощади Дребеднёва с супругой. Появляется Вава, которая после разговора с Борисом потребовала у мужа пятикомнатную квартиру. Борис понимает, что произошло, и прячется, чтобы проследить дальнейший ход событий. Лидочка и Бабуров уходят. Вава отправляется на осмотр владений. Барабашкин и Дребеднев рассуждают о пользе связей.

Третье действие

Во дворе новостройки Борис, Люся, Бубенцовы, Сергей, жильцы и строители. Борис рассказывает о том, что услышал в квартире. Жильцы, узнав о произволе, хотят найти аферистов и уходят на поиски Дребеднева, Вавы и Барабашкина. Борис убегает искать Бабуровых. Остаются только Люся и Сергей. Они объясняются друг другу в любви. Люся предлагает Сергею помочь Бабуровым.

Возвращаются новоселы, они приводят Дребеднёва с Вавой и Барабашкина. Появляются Лидочка и Бабуров. Дребеднёв идет на хитрость, объявляя, что дом принят и можно получать ключи. Обрадованные жильцы занимают очередь в контору, забыв и о Дребеднёве с Вавой, и об оставшихся ни с чем Бабуровых. Борис убеждает Дребеднёва, что пятикомнатная квартира нужна Ваве для того, чтобы при разводе с ним у нее осталось побольше жилплощади. Разъяренный Дребеднёв убегает на поиски супруги. Борис хвастается перед Лидочкой, ее отцом и Люсей с Сергеем своим «хитрым» ходом. Лидочке отвратителен и Борис, и его методы. Она больше не хочет его видеть.

В это время появляются Вава и Дребеднёв, которого она смогла убедить в своей невиновности. Борис понимает, что проиграл. Дребеднёв, выведенный из себя интригами Бориса, начинает действовать: приказывает участковому арестовать его и Бабуровых за нарушение паспортного режима; снимает с бригадирства Люсю; увольняет Сергея за самовольный отъезд из Марьиной рощи и грозит Бубенцовым предать огласке факт их участия в краже ордеров из портфеля.

История обещает закончится драматически, но в это время раздается телефонный звонок. Дребеднев уходит в строительный вагончик-управление.

Через некоторое время Дребеднёв показывается в дверях вагончика. Его словно подменили. Рассыпаясь в любезностях, он отдает ключи от квартиры Бабурову. Ничего не понимающей Ваве он сообщает, что его сняли с должности и назначили управхозом на место Барабашкина, а того, в свою очередь, перевели в дворники. Барабашкин пытается узнать, кто сообщил в главк о «художествах» Дребеднева. Неожиданно выясняется, что это сделал Борис. Вава устраивает истерику мужу. Барабашкин обвиняет во всём Дребеднёва. Ссорясь, прохиндеи покидают двор. Лидочка и Борис прощаются.

Во двор выходят счастливые Бубенцовы, которые предлагают отметить новоселье всем двором. Новоселы танцуют, и Борис во время танца объясняется с Лидочкой, которая больше не возражает против замужества. Все празднуют свадьбу. Картина постепенно все больше напоминает их двор в Марьиной роще…

Неожиданно влетает молот-било и разрушает пятиэтажку. За ней в перспективе небоскрёбы Москва-Сити. Звучит голос Собянина, сообщающий о программе реновации. Жильцы поют о том, что в Москве сбываются все мечты.

Дирижер-постановщик

Евгений Хохлов

Музыкальный руководитель,
дирижер-постановщик
Художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича.
Лауреат премии «Самарская театральная муза». Лауреат фестиваля «Волжские театральные сезоны».

Родился в Санкт-Петербурге в 1979 году. С отличием окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Николая Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование», «оперно-симфоническое дирижирование».

Проходил стажировку в летней академии университета «Моцартеум» в Зальцбурге у профессора Петера Гюльке и в летней академии Неэме Ярви в Эстонии.

Художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета с октября 2019 года, главный дирижер театра с 2017 года, работает в театре с 2011 года. За время работы в САТОБ выпустил более двух десятков премьер опер, балет и оперетт. В репертуаре имеет более 40 спектаклей.

Художественный руководитель проходящих в САТОБ оперных фестивалей, в том числе фестиваля к 160-летию Джакомо Пуччини (2018), весеннего фестиваля оперного искусства. В 2018 году организовал на базе театра Молодежную оперную программу, цель которой – подготовить молодых вокалистов Самарской области для профессиональной работы в театре.

Участвовал в создании фонда поддержки и развития искусства и культуры «TЕ-АРТ», содействующего реализации проектов театра.

В 2016 году получил первую премию и специальный приз на VII международном конкурсе оперных дирижеров имени Луиджи Манчинелли в Италии. В августе 2016 дирижировал премьерой оперы «Богема» в театре Луиджи Манчинелли в Орвьето, Италия. В октябре 2016 дебютировал в Германии в театре Герхарта Гауптмана (Гёрлиц-Циттау), где дирижировал оперой «Любовный напиток». В октябре 2015 в рамках гастрольного турне в Мексике выступал в театре «Метрополитен» в Мехико с солистами Мариинского и Михайловского театров.

C 2003 по настоящее время – приглашенный дирижер Государственного академического симфонического оркестра республики Беларусь.

С 2006 по настоящее время – дирижер Государственного Академического Русского оркестра имени Василия Андреева (Санкт-Петербург).

C 2007 по 2011 дирижер театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Дирижировал такими коллективами, как Академический симфонический оркестр филармонии Санкт-Петербурга, Neue Lausitzer Philharmonie (Германия), оркестр «Spazio musica» (Италия), Президентский симфонический оркестр Анкары (Турция), Salzburg Chamber Soloists (Австрия), «Volga Philharmonic» (Самара), Национальный Молодежный Симфонический оркестр и Молодежный Камерный оркестр Эстонии, Beethoven Orchester Bonn (Германия) и другими.

Под руководством Евгения Хохлова труппа театра приняла участие в XXV Фестивале Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» с балетом «Эсмеральда» на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (февраль 2019), в Фестивале «Летние балетные сезоны» на сцене Российского академического молодежного театра (июль 2019), IV Фестивале Ассоциации музыкальных театров «Видеть музыку» с оперой «Джанни Скикки» (сентябрь 2019), Фестивале Будущего Театра на сцене МХАТ имени Максима Горького с балетом «Три маски короля» (февраль 2020). Евгений Хохлов стал инициатором и организатором гастролей труппы театра в Мариинском театре в ноябре 2019 года.

В 2019 году Евгений Хохлов был номинирован на Национальную оперную премию «Онегин» в категории «Музыкальный руководитель» за оперы «Богема» и «Джанни Скикки», выпущенные с промежутком менее чем в две недели в рамках оперного фестиваля к юбилею Джакомо Пуччини.

В 2020 году награждён губернской премией «Самарская театральная муза» (специальная премия жюри) за музыкальное прочтение балетов «Бахчисарайский фонтан» и «Три маски короля».

В 2022 году стал лауреатом фестиваля «Волжские театральные сезоны» в номинации «За творческое освоение музыкального наследия ХХ века» (опера «Игроки»). В это же году награжден губернской премией в области культуры и искусства за работу «Художественная траектория Самарского академического театра оперы и балета: традиции и новации».