24 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
Концерт камерно-вокальной музыки

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с сопровождением фортепиано op. 79 (1948)
Четыре романса на стихи А. Пушкина для баса и фортепиано op. 46 (1937)
Четыре монолога на стихи А. Пушкина для баса и фортепиано op. 91 (1952)
Четыре стихотворения капитана Лебядкина на слова Ф. Достоевского для баса и фортепиано op. 146 (1974)

Первым «классическим» камерно-вокальным циклом Дмитрия Шостаковича принято считать «Четыре романса на стихи А. С. Пушкина» ор. 46, созданные в 1936 году в преддверии столетия со дня рождения поэта. В этом сочинении уже отчетливо видится почерк симфониста: фортепианная партия по-оркес­тровому насыщенна и богата образами, а голосу поручено максимально точно и выразительно донести пушкинское слово. Шостакович раскрывает глубокое трагедийное начало поэзии, созвучное излюбленным темам композитора: вечность искусства («Возрождение»), дисгармония («Юношу, горько рыдая…»), судьба творца («Предчувствие»), антиномия жизни и смерти («Стансы»).
Спустя 15 лет, уже автором вокальных циклов на стихи русских, английских, еврейских авторов, композитор возвращается к главному русскому поэту. Название «Четыре монолога на стихи А. С. Пушкина» (ор. 31) указывает на многократно возросшее значение речевой выразительности, дающее бо́льшую свободу трактовки вокальной миниатюры. И вновь звучат размышления на глобальные темы: крушение надежд (№ 4 «Прощание»), участь человечества (№ 1 «Отрывок», № 3 «Во глубине сибирских руд»), любовь как трагедия (№ 2 «Что в имени тебе моем?»). Появляются столь характерные для будущих произведений Шостаковича принципы соседства контрастных музыкальных образов, более свободного обращения со стихом, со структурой, комбинаторика выразительных средств. Начиная с этого цикла сочетание монологичности и диалогичности у голоса и фортепиано становится знаком всего камерного творчества композитора.
На протяжении 20 лет Шостакович пишет множество циклов для голоса и фортепиано, в том числе самые известные: на стихи Блока, Цветаевой, Микеланджело. «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» — последняя из услышанных композитором премьер. Капитан Лебядкин — персонаж из романа Достоевского «Бесы», чье искаженное мировосприятие превращает в фальшивку человеческие ценности. Шостакович считал эту музыку творчес­кой удачей: «В образе капитана Лебядкина много от шута горохового, однако, в нем гораздо больше чего-то зловещего. У меня получилось очень зловещее произведение». Соседство «высокого» (фрагменты арии Елецкого из «Пиковой дамы», романса «В молчаньи ночи тайной» Рахманинова) и «низкого» (мотив «Чижика-Пыжика») передает поэтику Достоевского посредством музыкального языка.
Еще одна линия камерно-вокального творчества Шостаковича была связана с еврейской народной культурой. В военное и послевоенное время она оказалась под запретом, а последовавшие «разгромы» лишь ухудшили ситуацию. На фоне этих событий Шостакович обращается к переведенной с идиш народной поэзии. Одиннадцать песен цикла делятся на две части: в первых восьми стихотворениях рисуется скудный дореволюционный быт жителей черты оседлости, оставшиеся три песни рассказывают о «счастливой» жизни при советской власти. При этом первая часть написана «в жанрах, типичных для еврейской народной песни: плач (№ 1 и 8), колыбельная (№ 2 и 3), фрейлахс (№ 4 и 7), жанровая сценка (№ 5 и 6). Этнически чуждые жанры лирической песни (№ 9 и 10) или маршевой музыки (№ 11) появляются только во второй части» как символ вынужденной ассимиляции. Мелодический материал цикла стилизован под традиционную музыку, но встречаются и цитаты, действует принцип контраста соседних номеров, объединения частей общим тематическим материалом, песни театрализуются — всё это помогает композитору раскрыть национальный колорит.

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Еврейские песни на стихи И. Л. Переца (Тетрадь № 1, «Детские песни»)
для голоса и фортепиано op. 13 (1943)

За несколько лет до цикла «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, его ученик Мечислав Вайнберг создает «Еврейские песни» на переведенные с идиш стихи классика еврейской литературы Ицхака Переца. В этом цикле ярко проявился стиль композитора и тяготение к фольклору, идущее из детства: родители Вайнберга выступали в варшавском еврейском театре, и будущий композитор проводил много времени на гастролях, невольно усваивая национальные музыкальные традиции. Вступительный номер играет роль эпиграфа, задавая тон всему циклу — мимолетным детским воспоминаниям: это булочка из первого номера («Ам-ам-ам — и уже съедена»); убаюкивание маминой колыбельной (№ 2); веселая игра в охотника, посреди которой мальчик вместе с грозным оружием — метлой — падает и больше «не хочет Янкель быть стрелком» (№ 3); пастораль-сказка «На зеленой горочке» (№ 4) — более тревожный вариант колыбельной о березке, которая не хочет засыпать. Последняя песня цикла — «Горе» — прерывает поток детских воспоминаний ужасающей картиной сиротства, заставляя переосмыслить и все предыдущие части цикла. Вокализ после трагической кульминации звучит очень призрачно, словно уносит всё дальше счастливые страницы жизни героя. Такой поворот от светлой печали к трагическому слому станет характерной, автобиографической чертой многих сочинений Вайнберга.

Солисты
Алексей Гориболь
фортепиано
Пианист, признанный выдающимся мастером камерного ансамбля, музыкальный деятель, заслуженный артист России. Выступал на ведущих мировых сценах, в том числе в Carnegie Hall (Нью-Йорк), Konzerthaus (Вена), Wigmore Hall (Лондон), Берлинской филармонии, Gewandhaus (Лейпциг), Concertgebouw (Амстердам).
Алексей Гориболь был первым исполнителем многих сочинений современных композиторов:
Л. Десятникова, А. Чайковского, Г. Пелециса, В. Мартынова, П. Карманова, В. Раннева, А. Айги, С. Ахунова.
С 1989 года является инициатором и музыкальным руководителем проектов, связанных с творчес­твом Л. Десятникова.
В творческом багаже пианиста более 30 альбомов.
Удостоен премии «Парабола» Фонда Андрея Вознесенского за диск с записью цикла «Буковинские песни» Л. Десятникова.
Инициатор и художественный руководитель монографических фестивалей П. Чайковского, Д. Шостаковича, Б. Бриттена, В. Гаврилина в Большом театре России и Санкт-Петербурге. В 2004–2007 годах руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия). В 2008 году стал художественным руководителем Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга».

Лилия Гайсина
сопрано
Окончила Московскую консерваторию по специальности «сольное пение» в 2014 году. Участвовала в мастер-классах Э. Байс,
В. ле Тексье, П. Ноймана, П. де Наполи.
В 2012 году стала солисткой Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполняет ведущие партии в операх Н. Римского-Корсакова, Ж. Оффенбаха, Дж. Верди, Г. Доницетти и других композиторов.
Сотрудничает с такими коллективами, как Московский камерный оркестр Musica Viva, оркестр Pratum integrum, Московский академический симфонический оркестр, Ансамбль старинной музыки Bach-consort, «Академия старинной музыки».
Лилия принимала участие в московских фестивалях «Возвращение» и «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», международных музыкальных проектах и фестивалях барочной музыки в Германии (в том числе Händelfestspiele в Гёттингене и Musica Bayreuth в Байройте), а также в Австрии, Италии, Турции.

Алина Черташ
контральто
Окончила Омское музыкальное училище, в настоящее время учится в Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Р. Лисициан).
В мае 2019 года стала стажером оперной труппы Большого театра России.
Дебютировала в партии Ольги на премьере оперы «Евгений Онегин».
Лауреат всероссийских и международного конкурсов.
Стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Валерий Макаров
тенор
Окончил Академическое музыкальное училище при МГК, в настоящее время учится в Московской консерватории (класс Ю. Григорьева). Принимал участие в мастер-классах, в том числе П. Доминго, Х. Д. Флореса, Э. Паласио, Д. Вдовина.
С 2019 года — в труппе Большого театра России. Исполняет ведущие партии в спектаклях Д. Шостаковича, В. А. Моцарта, В. Дашкевича, участвует в спектаклях как на Камерной, так и на Исторической сцене.
Выступает в главных московских и петербургских концертных залах, исполняя заглавные партии в операх П. Чайковского, А. Бородина, Дж. Верди, Дж. Россини, В. А. Моцарта. Участвовал в теле­проектах «Большая опера» и «Синяя птица».
В 2021 году дебютировал на Россиниевском фестивале в Пезаро в партии Бельфьоре в опере «Путешествие в Реймс».
Лауреат и обладатель Гран-при более 10 вокальных конкурсов, в том числе Международного конкурса им. Б. Штоколова, Фестиваля русской музыки Э. Кустурицы Kustendorf classic.
В 2020 году был художественным руководителем I Международного фестиваля русской музыки им. Д. Шостаковича в Самаре.
Стипендиат премии Президента РФ и премии губернатора Самарской области.

Юрий Власов
бас
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию.
Участвовал в тематических концертах под руководством Сергея Стадлера. Солист оперной труппы Мариинского театра с 2014 года.
На сцене театра исполняет басовые партии в операх М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Стравинского, С. Прокофьева, Р. Щедрина, М. Вайнберга, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини и других композиторов.
На различных сценах исполнил партии в операх «Евгений Онегин» П. Чайковского (Гремин), «Сказание о невидимом граде Китеже» (Князь Юрий) и «Царская невеста» (Малюта Скуратов) Н. Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» (Бартоло), Дон Жуан» (Мазетто) и «Волшебная флейта» (Зарастро) В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» (Базилио) Дж. Россини.
Лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой и конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».
Made on
Tilda