23 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
«Ленинградская симфония»

Балет в одном действии на музыку I части симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича
Балетмейстер-постановщик:
Вячеслав Хомяков

Дирижер-постановщик:
Евгений Хохлов

Художник-постановщик:
Андрей Войтенко
(по эскизам Михаила Гордона, 1961)

Художник по костюмам:
Татьяна Ногинова
(по эскизам Михаила Гордона, 1961)

Художник по свету:
Александр Наумов


Действующие лица и исполнители
Девушка – Ксения Овчинникова
Юноша – Сергей Гаген
Предатель – Тигран Манукян

Произведение
«Ленинградская симфония»
Балет в одном действии на музыку I части симфонии № 7 Д. Шостаковича (постановка 2020 года)

Премьера «Ленинградской симфонии» состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Спустя без малого двадцать лет Игорь Бельский, на тот момент артист балетной труппы Кировского театра, обратился к этому сочинению и поставил на музыку первой части одноактный балет, который был впервые представлен в Ленинграде 14 апреля 1961 года. И либретто, и хореография были созданы Бельским, а оформил спектакль художник-плакатист Михаил Гордон, известный своими графическими композициями для первых полос советских газет. Символично, что накануне премьеры балета 13 апреля его рисунками был оформлен номер газеты «Правда» с обращением Никиты Хрущева к советским людям по случаю первого полета в космос Юрия Гагарина.
«Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета 1930 — 1950-х годов к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной — впоследствии это направление получит название «хореографический симфонизм».
Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои — Юноша (солист) и Девушка (солистка), чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой своей жизни Юноша дает отпор врагам.
В Советском Союзе этот балет ставился повсеместно. На сцене Куйбышевского театра оперы и балета спектакль появился в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, а дирижером-постановщиком был главный дирижер театра Александр Говоров.
Премьера новой версии балета в постановке балетмейстера Мариинского театра Вячеслава Хомякова состоялась 8 ноября 2020 года.

Участники

Вячеслав Хомяков

балетмейстер-постановщик

После окончания Ленинградского хорео­гра­фического училища был принят в балетную труппу Театра оперы и балета им. С. Кирова, где танцевал более двадцати лет, исполняя партии в таких балетах, как «Лебединое озеро» П. Чайковского (Друзья принца, Испанский танец, Мазурка), «Жизель» А. Адана (Классический дуэт), «Раймонда» А. Глазунова (Трубадур), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (Парис, трубадур).
Осуществлял переносы балетов в хореографии В. Вайнонена, П. Гусева, М. Петипа, М. Фокина на сцены разных театров мира, в том числе
Новой Национальной оперы Токио («Щелкунчик» П. Чайковского), театра Колон в Буэнос-Айресе («Корсар» А. Адана), Оперы Рима («Петрушка» и «Жар-Птица» И. Стравинского, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова).
С 2000 года является педагогом-репетитором Мариинского театра, с 2009 года работает также как балетмейстер-репетитор.
В качестве ассистента работал в Мариинском театре с такими хореографами, как Пьер Лакотт, Миллисент Ходсон, Алексей Ратманский, Донвена Пандурски, Сергей Вихарев.
Работал над возобновлением балетов «Барышня и хулиган», «Клоп» и «Ленинградская симфония», «Шурале», «Спартак».
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Евгений Хохлов

музыкальный руководитель

и дирижер-постановщик

Родился в 1979 году в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. С 2019 является художественным руководителем, с 2017 — главным дирижером Самарского
академического театра оперы и балета.
За время работы в театре выпустил более двадцати спектаклей, организовал Молодежную оперную программу, участвовал в создании фонда поддержки и развития искусства и культуры «TЕ-АРТ», содействующего реализации проектов театра. Под руководством Евгения Хохлова труппа театра приняла участие в различных российских фестивалях, а в Самаре прошел целый ряд оперных фестивалей, в том числе к юбилею Дж. Пуччини.
C 2003 является приглашенным дирижером Государственного академического симфонического оркестра республики Беларусь, с 2006 — дирижером Государственного академического русского оркестра им. В. Андреева (Санкт-Петербург). Сотрудничает с такими коллективами, как «Санктъ-Петербургъ Опера» Beethoven Orchester Bonn и Neue Lausitzer Philharmonie (Германия), оркестр «Spazio musica» (Италия), Salzburg Chamber Soloists (Австрия) и другими.

Андрей Войтенко

художник-постановщик

Окончил театрально-декорационное отделение Ленинградского художественного училища им. В. Серова. В 1979–1983 годах работал в Национальном Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. Был художником-постановщиком спектаклей «Выбор капельмейстера» Й. Гайдна, «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези, «Фестиваль цветов в Чинзано» Х. Паули и Э. Хельстеда, а также ряда спектаклей в оперной студии Белорусской академии музыки.
С 1983 года работает в Мариинском театре главным специалистом по живописным и технологическим работам. Художник-постановщик спектаклей: «Парсифаль» Р. Вагнера, «Сила судьбы» Дж. Верди, «Спящая красавица» П. Чайковского.
Как художник-макетчик и ассистент художника-постановщика принимал участие в создании более ста спектаклей театра, в том числе работал с М. Шемякиным («Щелкунчик» П. Чайковского, «Волшебный орех» С. Слонимского, «Весна священная» И. Стравинского и другие).
Оформил ряд спектаклей в Пермском, Екатерин­бургском, Самарском, Литовском театрах оперы и балета, а также в Музыкальном театре
Республики Карелия, Балете Берлина и Национальном театре Сараево. Занимается книжной графикой, станковой живописью, работает в жанре театрального плаката. Автор оформления международного выставочного проекта «Время и творчество Льва Бакста» в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Персональные выставки проходят как в России, так и за рубежом. Работы художника находятся в собрании Музея истории Петербурга, художественных музеев России, в частных коллекциях США, Франции, Латвии, Литвы, Финляндии.

Татьяна Ногинова

художник по костюмам

Окончила постановочный факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии по специальности «художник по костюмам». С 1991 по 2017 год работала в Мариинском театре сначала ассис­тентом художника по костюмам, затем художником-технологом по костюмам, а с 1995 года была главным художником-технологом по костюмам.
Принимала участие в создании совместных постановок с миланским театром Ла Скала, Метрополитен-опера, Национальным театром Сан-Карлос (Лиссабон). Выпустила целый ряд спектаклей в Мариинском театре как художник по костюмам, а также художник-технолог реконструкции костюмов. С 2008 года работала над постановками Мастерской молодых хореографов театра.
Сотрудничает с БДТ им. Г. Товстоногова, Большим театром России, Новосибирским, Пермским и Челябинским театрами оперы и балета, Чикагской и Сиднейской оперой и другими театрами мира.
Работала с такими режиссерами, как Т. Чхеидзе, Ю. Александров, А. Степанюк, А. Галибин, Д. Паунтни, А. Кончаловский, Ф. Замбелло, Н. Чусова, балетмейстерами А. Мирошниченко, Ю. Смекаловым, С. Вихаревым.
Читает лекции по истории и технологии изготовления театрального костюма в Академии русского балета им. А. Вагановой, Санкт-Петербургском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры при Российской академии художеств.
Дважды лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

Александр Наумов

художник по свету

После окончания Ленинградского электротехнического института работал в Физико-техническом институте им. А. Иоффе.
C 1993 года работает в Мариинском театре, с 1997 года — как художник по свету. В этом качестве выпустил более десяти постановок, в том числе «Спартак» А. Хачатуряна, «Саломея» Р. Штрауса, проект Д. Вишневой «Красота в движении».
Как художник по свету работал в Баку (Азербайджан), во Владивостоке, Екатеринбурге, Софии (Болгария), Мехико и Гвадалахаре (Мексика).
С 2009 года — художник по свету Между­на­род­ного фестиваля балета Dance Open, ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге.
Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».
Made on
Tilda