20 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
Опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (1934)

Либретто Д. Шостаковича и А. Прейса по мотивам одноименной повести Н. Лескова


Дирижер:

Евгений Хохлов


Дирижер-постановщик:
Александр Анисимов

Режиссер-постановщик:
Георгий Исаакян

Сценограф:
Вячеслав Окунев

Художник по свету:

Ирина Вторникова


Действующие лица и исполнители:
Катерина Измайлова – Татьяна Ларина
Борис Тимофеевич – Ренат Латыпов
Сергей – Илья Говзич
Зиновий Борисович (1 исполнение) – Ярослав Кожевников
Задрипанный мужичок – Анатолий Невдах
Аксинья – Ирина Янцева
Священник – Степан Волков
Работник с мельницы/Дворник (1 исполнение) – Иван Пилюкшин
Приказчик/Городовой – Владимир Медведев
Квартальный – Георгий Цветков
Учитель/Кучер – Алексей Перов
Старый каторжник – Андрей Антонов
Сонетка – Наталья Фризе
Каторжанка – Лия Габриелян
Часовой/Унтер – Александр Бобыкин
Первый работник – Вячеслав Моногаров
Второй работник/Пьяный гость – Константин Сайдаков

Произведение
«Леди Макбет Мценского уезда»
Опера Дмитрия Шостаковича

В четырех действиях

Либретто Дмитрия Шостаковича и Александра Прейса по одноименной повести Николая Лескова

Дирижер — Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик — Георгий Исаакян
Сценограф — Вячеслав Окунев
Художник по свету — Ирина Вторникова

Первая самарская постановка оперы состоялась 20 мая 2016 года, к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Постановщикам принципиально было использовать первую, не подвергнутую Шостаковичем самоцензуре редакцию оперы, — а не более позднюю версию под названием «Катерина Измайлова». Постановка была выдвинута на премию «Золотая маска» — 2017 в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Ирина Крикунова за роль Катерины Львовны), «Лучшая мужская роль» (Дмитрий Скориков за роль Бориса Тимофеевича).

«Экспрессионистскую драму Шостаковича (самарский спектакль поставлен по первой версии партитуры, написанной в 1932 году, выдержавшей более двухсот представлений до выхода разгромной передовицы газеты “Правды” “Сумбур вместо музыки”, запрета и последующей переделки оперы в “Катерину Измайлову”) постановщики трактуют как драматически напряженную классическую трагедию. Взаимоотношения и страдания героев, жизнь и смерть рельефно вылеплены на строгом фоне народной драмы, ясный пафос которой словно переходит в спектакль из второй версии оперы. Под руководством Александра Анисимова партитура звучит масштабно и динамически стройно. Режиссерская интерпретация оперы строго следует букве и духу партитуры, сочетая в себе фарс и сдержанность, острую эмоциональность и широкое дыхание. Самарская “Леди Макбет” апеллирует к обобщенному образу и традициям русской литературы XIX века с ее социальной проблематикой и сочувствием “маленькому человеку” как гротескной и эпической фигуре в центре большой истории».
Юлия Бедерова

Участники
Александр Анисимов
дирижер-постановщик
Окончил Ленинградскую консерваторию по классу хорового дирижирования и Московскую — по классу оперно-симфонического. Более 15 лет был главным дирижером Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, также в разное время был главным дирижером Пермского, Ростовского, Самарского театров оперы и балета, Государственного симфонического оркестра Республики Беларусь, Национального симфонического оркестра Ирландии и Филармонического оркестра города Бусан (Республика Корея).
С 1985 года — приглашенный дирижер Мариинского (Кировского) театра. Сотрудничает с оперными театрами и оркестрами России и СНГ, в том числе с Большим театром России.
Постоянно работает с Национальным молодежным оркестром Ирландии, с Ирландской Оперой и фестивалем в Уэксфорде, Президент Вагнеровского общества Ирландии. Удостоен звания «Почетный доктор музыки» Национального университета Ирландии за выдающийся вклад в музыкальную жизнь страны.
Гастрольная карта очень широка, от Южной Америки и Австралии, дирижировал прославленными европейскими оркестрами. После концерта в Риме оркестр Святой Цецилии вручил маэстро дирижерскую палочку Леонарда Бернстайна.Осуществил целый ряд записей русской музыки, в том числе сочинений Д. Шостаковича.
Удостоен различных званий и наград, в том числе “Заслуженный деятель искусств России”, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», французского ордена «За заслуги».


Георгий Исаакян
режиссер-постановщик
Окончил факультет музыкального театра ГИТИСа. Начинал как режиссер и педагог в Оперной студии Ереванской консерватории. С 1991 по 2011 год работал в Пермском театре оперы и балета, как режиссер, главный режиссер, затем художественный руководитель.
В 2003 году инициировал создание международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж» и был его художественным руководителем до 2011 года.
В 2010 году стал художественным руководителем Московского Детского музыкального театра им. Н. Сац.
Постановки Георгия Исаакяна идут на сценах оперных театров Дублина, Риги, Осаки, Минска, Еревана. Поставил более 40 оперных спектак­лей на сценах российских театров, в том числе мировые премьеры опер Н. Сидельникова, А. Рубинштейна, А. Чайковского и российские премьеры сочинений Ж. Массне, Р. Щедрина, А. Щетинского, Г. Ф. Генделя и других композиторов.
Был художественным руководителем совместного проекта Пермского театра оперы и балета и музея политических репрессий «Пермь-36» «Опера/ГУЛАГ».
Лауреат различных премий и наград, в том числе Государственной премии РФ, дважды лауреат премии «Золотая маска».

Вячеслав Окунев

сценограф
Окончил постановочный факультет Ленин­градского института театра, музыки и кинема­тографии. С 1975 года оформил более 400 оперных и балетных спектаклей в ведущих театрах России и ближнего зарубежья, в том числе в Мариинском театре, Большом театре России, театре «Санктъ-Петербургъ Опера», театре балета Бориса Эйфмана, Михайловском театре.
За рубежом работал в таких театрах, как Ла Скала, Арена ди Верона, Венская опера, Нью-Йорк Сити Балет, Большой театр Варшавы, Национальная опера Греции, Будапештская опера, Национальный театр Сеула, Национальный театр Токио, Опера Кальяри, Королевский театр Глазго.
Народный художник России, лауреат Государственных премий. Главный художник Михайловского театра.

Ирина Вторникова
художник по свету
Окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. С 1997 года работает в Ростовском музыкальном театре, с 2011 года — заведует художественно-постановочной частью.
С 2003 года как художник по свету сотрудничает с музыкальными и драматическими театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Екатеринбурга, Краснодара, Курска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Челябинска и Минска.
В качестве художника по свету осуществила более 60 постановок в музыкальных и драматических театрах России. Сотрудничает с режиссерами Ю. Александровым, В. Бархатовым, М. Розовским, К. Стрежневым, С. Цирюк, К. Балакиным, А. Лебедевым; художниками В. Окуневым, С. Александровым, С. Зограбяном, З. Марголиным, Т. Королёвой, К. Пискуновым.
Четырежды номинирована на Национальную театральную премию «Золотая маска».

Дирижер
Евгений Хохлов
дирижер
Родился в 1979 году в Санкт-Петербурге.
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. С 2019 является художественным руководителем, с 2017-го — главным дирижером Самарского академического театра оперы и балета. За время
работы в театре выпустил более двадцати спектаклей, организовал Молодежную оперную программу, участвовал в создании фонда поддержки и развития искусства и культуры «TЕ-АРТ», содействующего реализации проектов театра. Под руководством Евгения Хохлова труппа театра приняла участие в различных российских фестивалях, а в Самаре прошел целый ряд оперных фестивалей, в том числе к юбилею Дж. Пуччини.
C 2003 года вляется приглашенным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, с 2006-го года — дирижером Государственного академического русского оркестра им. В. Андреева (Санкт-Петербург). Сотрудничает с такими коллективами, как «Санктъ-Петербургъ Опера» Beethoven Orchester Bonn и Neue Lausitzer Philharmonie (Германия), оркестр Spazio Musica (Италия), Salzburg Chamber Soloists (Австрия) и другими.
Made on
Tilda