19 сентября 2021
Тольяттинская филармония
Концерт симфонического оркестра Тольяттинской филармонии

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Музыка к фильму «Новый Вавилон», op. 18 (1929)
Музыка к фильму «Король Лир», op. 137 (1970)

Свою работу в советском кинематографе Д. Д. Шостакович начал еще в 1920-х, когда работал тапером и озвучивал показы немых фильмов. В конце 1928 года молодой композитор создает музыку к немому фильму «Новый Вавилон» Г. Козинцева и Л. Трауберга. Музыке отводится особая роль: Шостакович считает, что она «должна сочиняться вразрез с внешним действием, открывая внутренний смысл происходящего». Принцип асинхронности, найденный Шостаковичем, в будущем станет часто использоваться в кинематографе.
Восемь картин фильма можно сравнить с частями сонатно-симфонического цикла: разделы действий (бои и столкновения коммунаров и буржуа), лирики (любовная линия главных героев), гротеска, в духе «злых скерцо» (мир богачей) и обобщающий финал. Симфоническое полотно словно пропитано духом двух французских революций — Великой буржуазной (звучат музыкальные темы «Карманьола», Ça Ira, «Марсельеза») и Парижской коммуны («Интернационал»). Это первый интертекстуальный опыт композитора, где темы-герои участвуют в развитии сюжета фильма и претерпевают кафкианские трансформации. На протяжении более чем сорока лет Д. Шостакович работает «в тандеме» с Г. Козинцевым, их последней совместной работой становится картина «Король Лир». Режиссер так представлял себе будущую музыку: «Язык современного искусства, такой, каким Вам хотелось бы говорить о современном мире. Темы зарождаются задолго до того, как они становятся отчетливыми, принимают симфоническую форму». Композитор строит партитуру «Короля Лира», руководствуясь принципом использовать музыку «только там, где она крайне необходима». Звучат темы ситуаций и героев, а мотив-монограмма композитора становится эмоциональным контрапунктом к зрительному ряду.
Главный «транслятор» эмоций фильма — Шут. Его появление сопровождает и тема мучительных раздумий (свирельный наигрыш и мужское пение), и едкая сатира (песенка «говорком»), из которой «прорастает» грустная лирика (на­­игрыш в финале фильма).
Подобная трансформация происходит и в сцене Эдгара Глостера у могилы отца: на экране — разоблачения, смерть героев, картины войны, в музыке — скорбные размышления автора и всенародный плач-протест.

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
«Антиформалистический раек» для баса, хора и оркестра (1948/1968)

Если в фильмах музыка Шостаковича помогает «раскрыть» человечность и сострадание героев, то в сценической кантате «Антиформалистический раек» эти качества в персонажах отсутствуют — они полностью лишены души. Произведение было задумано в пику уничтожающей критике, обвинениям в формализме ведущих советских композиторов. После выхода постановления об опере Мурадели «Великая дружба» от 10.02.1948 композиторов вынудили принародно «покаяться», однако свое истинное отношение к произошедшему они формулировали иначе.
Летом того же года у Шостаковича уже была готова первая редакция «Антиформалистического райка», но на протяжении еще двадцати лет композитор возвращался к партитуре, добавляя новые детали. Считается, что основная работа над кантатой шла в 1957 году — «оттепель» дала надежду на возможность публичного исполнения. Однако запрет на исполнение Тринадцатой симфонии в 1962 году и череда громких политических процессов перечеркнули планы композитора. «Антиформалистический раек» был завершен лишь в 1968 году.

Шостакович создал квинтэссенцию формализма, где выступил как автор и музыки, и текста. Действующие лица — сплошь говорящие фамилии: Ведущий, вершащий судьбы персонажей, Единицын, Двойкин и Тройкин, и хор — обез­личенный голос деятелей культуры, чьи реплики — хвалебные фразы и хохот. Музыкальный стиль — простой до банальности, настоящее «обытовление зла»: здесь и комедийный эстрадный туш, и фанфары, звучат мотивы «Сулико», «Лезгинки», «Камаринской», песни Т. Хренникова «Мы вам расскажем», и как апофеоз — «Калинка». Тема Куплетов Серполетты из «Корневильских колоколов» передает слушателю музыкальный вопрос от автора: «Смотрите здесь, смотрите там, нравится ли всё это вам?»

Солисты

Юрий Власов

бас
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Участвовал в тематических концертах под руководством Сергея Стадлера. Солист оперной труппы Мариинского театра с 2014 года.
На сцене театра исполняет басовые партии в операх М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Стравинского, С. Прокофьева, Р. Щедрина, М. Вайнберга, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини и других композиторов.
На различных сценах исполнил партии в операх «Евгений Онегин» П. Чайковского (Гремин), «Сказание о невидимом граде Китеже» (Князь Юрий) и «Царская невеста» (Малюта Скуратов) Н. Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» (Бартоло), Дон Жуан» (Мазетто) и «Волшебная флейта» (Зарастро) В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» (Базилио) Дж. Россини.
Лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой и конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».

Дирижер

Андрей Данилов

дирижер
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. В 2000–2002 годах проходил стажировку в Королевском Северном колледже музыки. В 2001–2002-м был дирижером-ассистентом британского камерного оркестра «Северная симфония».
Сотрудничает с Национальным симфоническим оркестром RTE (Ирландия), с Симфоническим оркестром Южной Ютландии (Дания) и ведущими российскими симфоническими оркестрами.
В 2005–2012 годах — дирижер Новосибирского театра оперы и балета, в 2012–2017 годах работал в Пермском театре оперы и балета.
С 2012-го также является главным дирижером Санкт-Петербургского Театра балета им. П. Чайковского.
Участвовал в оперных постановках в Баден-Бадене и Королевском театре Мадрида, на фестивале в Экс-ан-Провансе, на российских фестивалях «Территория», Crescendo. Андрей Данилов — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска».
С 2008 года — приглашенный дирижер Михайловского театра, а с 2009-го — Мариинского театра и главный приглашенный дирижер Самарского филармонического оркестра.
С 2017 года — дирижер Самарского академического театра оперы и балета.
Made on
Tilda