19 сентября 2021
Самарская филармония
Концерт Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Симфония № 10 ми минор op. 93 (1953)

Работу над Десятой симфонией — одним из ключевых произведений симфонической музыки XX века — Шостакович начал в июле 1953 года. 25 октября была поставлена последняя точка в партитуре, а 17 и 28 декабря уже состоялись ленинградская и московская премьеры. Оба раза дирижировал Евгений Мравинский, творческий тандем с которым сложился у Шостаковича, начиная с премьеры Пятой симфонии. Десятая симфония стала очередным высказыванием композитора — к этому крайне важному для него жанру Шостакович не обращался восемь лет. В июне 1947 года ученику Каре Караеву Шостакович сообщал о начале работы над Десятой, однако последующие события, в том числе февральское постановление 1948 года, заставили его отложить создание симфонии до лучших времен. В связи с этим ряд исследователей считают, что эскизы Десятой появились значительно раньше 1953 года, а вторая и третья части живописуют тот самый пленум 1948-го, на котором Шостакович подвергся разгромной критике, однако доказательств этому нет.
Десятая симфония стала первым сочинением, в котором слушатели услышали знаменитую монограмму DSCH, представляющую собой последовательность нот ре (D) — ми-бемоль (eS) — до (C) — си (H) и ставшую музыкальным автографом Шостаковича, а также одной из важных музыкальных эмблем музыки XX века. Премьера Десятой симфонии вызвала оживленную дискуссию в Союзе композиторов, выдержки из которой были опубликованы весной 1954 года в журнале «Советская музыка». В ней видные советские музыковеды и влиятельные фигуры музыкального истеблишмента встали, пусть и с оговорками, на сторону Шостаковича, а высказывания непримиримых противников нового сочинения звучали значительно слабее. Композитор вышел победителем: после Десятой симфонии его репутация больше никогда не подвергалась колебаниям.
Первая часть симфонии — Moderato — по длительности практически равна остальным частям. Это сумрачное размышление, в котором есть и интонации фольклорных плачей, и аллюзии на суровые брукнеровские адажио, а в лирической теме кларнета в оминоренном варианте угадывается мотив сочиненной ранее колыбельной «Родина слышит, Родина знает...». Вторая часть — проносящееся вихрем Allegretto, напоминающее по жанру галоп и содержащее авторские цитаты из «Леди Макбет Мценского уезда» («мотив насилия») и Седьмой симфонии (фрагмент из «эпизода нашествия»). Третья часть — Allegretto — одна из самых загадочных, именно в ней композитор помещает свою монограмму D (e) SCH, а также зашифровывает имя одной из своих учениц, азербайджанского композитора Эльмиры Назировой в проводимой у валторн теме (E — L (a) — Mi — R (e) — A). Сам Шостакович в письме к Эльмире признавался, что эта часть пришла к нему во сне. Несмотря на биографические обстоятельства, было бы неверным трактовать эту глубоко философскую музыку как «эпизоды частной жизни». Финал симфонии, Andante — Allegro, интерпретировался советскими музыковедами как «потоки света и радостного оживления». Сегодня он совершенно справедливо читается как «жест мрачного и злорадного торжества» в начале послесталинского времени.

Сергей Прокофьев (1891–1953)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре-бемоль мажор op. 10 (1912)

Из пяти фортепианных концертов С. С. Прокофьева Первый — самый короткий. Двадцатилетний композитор писал его, еще будучи студентом Петербургской консерватории по классу фортепиано (как композитор он окончил Консерваторию в 1909-м). Впервые концерт был исполнен автором 25 июля 1912 года в Москве, это было первое выступление молодого Прокофьева с оркестром. 22 апреля 1914 года композитор сыграл свой концерт как пианист на заключительном консерваторском экзамене, победив заодно в конкурсе выпускников им. Антона Рубинштейна и получив в качестве приза концертный рояль.
В дневнике Прокофьев пишет об изначальном намерении «сочинить Концерт легкий, ясный и простой, который все бы могли играть» и посвятить его «начинающим талантам». Тема вступления была взята из небольшой фортепианной пьесы «Карнавал», посвященной композитору Н. Я. Мясковскому в 1908 году. Концерт одночастный и представляет собой большую сонатную форму с медленным эпизодом Andante Assai в разработке, который также можно трактовать как небольшую среднюю медленную часть, и динамизированной репризой, Allegro Scherzando, выполняющей функцию финала.

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез минор op. 1 (1891) 

Фортепианный концерт фа-диез минор открывает список сочинений С. В. Рахманинова. Концерт был написан в тамбовском имении Ивановка в 1891 году в рекордные сроки. Своему приятелю М. А. Слонову Рахманинов писал 20 июля: «Написал и инструментовал последние две части в два с половиной дня. Можете себе представить, какая это была работа! Писал с пяти часов утра до восьми вечера, так что после окончания работы устал страшно. После окончания несколько дней отдыхал. Во время работы я никогда не чувствую усталости (напротив, удовольствие). У меня усталость появляется только тогда, когда я чувствую и сознаю, что один из моих больших трудов окончен». Сочинение впервые прозвучало в исполнении восемнадцатилетнего автора 17 марта 1892 года на консерваторском концерте под управлением Василия Сафонова. В 1917 году Рахманинов сделал вторую редакцию юношеского концерта, усложнив партию солиста.
Концерт посвящен двоюродному брату Рахманинова, пианисту, дирижеру и антрепренеру Александру Зилоти, однако многие биографы совершенно уместно связывают это произведение с Верой Скалон, двоюродной сестрой композитора, в которую он был серьезно влюблен во время сочинения музыки.

Солист
Николай Луганский
фортепиано
Окончил Московскую государственную консерваторию. Начальный этап сольной карьеры принес ему звания лауреата нескольких знаковых конкурсов, в том числе Международного конкурса им. И.С. Баха в Лейпциге, Международной летней академии Mozarteum в Зальцбурге и Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве. Зарубежная пресса писала о нем: «…Луганский не просто самый замечательный русский пианист нашего времени, он один из самых выдающихся артистов нашей эпохи…» (Le Monde).
Сегодня пианист выступает на главных сценах мира, от Токио до Амстердама, от Лондона до Лос-Анджелеса. Он сотрудничает с лучшими симфоническими оркестрами, более чем с 240 дирижерами. Народного артиста России, почетного члена Российской академии художеств Николая Луганского называют одним из самых «романтических героев» современного фортепианного искусства. В его репертуаре более 50 форте­пианных концертов, произведения разных стилей и эпох. Он – постоянный участник фестивалей в Ла-Рок- д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), в Вербье и Гштааде (Швейцария), в Зальцбурге и Графенегге (Австрия).
Среди его партнеров по камерному ансамблю — Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Изабель Фауст, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко.
С 1998 года преподает в Московской консерватории. Лауреат Государственной премии России.

Дирижер

Михаил Щербаков

дирижер
Окончил Уральскую государственную консерваторию по классу скрипки и оперно-симфонического дирижирования.
С 1991 года руководит оркестром, а с 2019-­го является художественным руководителем Самарской филармонии. С начала деятельности в Самаре стал инициатором многих смелых идей: первых международных музыкальных фестивалей, первых гастролей в Москве и за рубежом, выпуска первых пластинок и компакт-дисков, организации общественного благотворительного фонда «Симфонический оркестр».
Михаил Щербаков регулярно гастролирует в России и за рубежом: в Канаде, США, Европе, Азии. Дирижировал Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, Государственным академическим симфоничес­ким оркестром России и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия».
По итогам 2003 года признан всероссийской газетой «Музыкальное обозрение» «Дирижером года». Ему присвоены звания «Народный артист России» и «Заслуженный деятель музыкального искусства».
Made on
Tilda