17 сентября 2021
Самарская филармония
Концерт Андрея Коробейникова (фортепиано)
Солисты:
Андрей Коробейников (фортепиано)

Дмитрий Шостакович
Афоризмы op. 13 (1927)
Прелюдии op. 34 (1933)

Фредерик Шопен
Прелюдии op. 28 (1839)

Галина Уствольская
Прелюдии (1953)

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Афоризмы op. 13 (1927), Прелюдии op. 34 (1933)

Цикл из десяти пьес «Афоризмы» был сочинен Шостаковичем весной 1927 года вскоре после его участия в I Международном фортепианном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, на котором композитор был удостоен почетного диплома и всерьез задумывался о пианистической карьере. Название «Афоризмы» было предложено музыковедом Болеславом Яворским, каждой пьесе предпосылается заголовок («Речитатив», «Серенада», «Ноктюрн», «Элегия», «Траурный марш», «Этюд», «Пляска смерти», «Канон», «Легенда» и «Колыбельная»), становящийся поводом для диалога с привычными жанровыми стереотипами. Например, «Похоронный марш» звучит в достаточно подвижном темпе с мажорными фанфарами, а записанный без тактовых черт «Ноктюрн» вместо привычной для XIX века кантилены оглушает урбанистическими шумами. Прелюдии из созданного спустя шесть лет фортепианного цикла op. 33 схожи с «Афоризмами» своей лаконичностью, эксцентрикой и мастерским воплощением разных музыкальных жанров. Шостакович группирует 24 прелюдии по шопеновскому принципу, идя от до мажора по квинтовому кругу в сторону диезных тональностей. Содержание и фактура пьес, однако, оказываются совсем не шопеновскими, нарочитая жесткость указывает на связь с авангардными течениями послереволюционных лет. Прелюдии этого цикла изобилуют интертекстуальными отсылками к сочинениям С. Прокофьева, Р. Штрауса и П. Чайковского.

Фредерик Шопен (1810–1849)
Прелюдии op. 28 (1839)

Прелюдия — музыкальный жанр, возникший в эпоху Ренессанса. Буквальный перевод этого слова — «предшествующее игре» — указывает на роль прелюдии в музицировании XV–XVI веков: перед началом серьезного произведения музыканту было необходимо проверить акустику и настройку инструмента. В эпоху барокко прелюдия — простор для импровизации исполнителей. Считается, что для клавишных в XVII веке первым стал записывать свои прелюдии Луи Куперен. В Германии носящая черты импровизации прелюдия оказывается в тесной сцепке со строгой фугой или хоральным напевом, получая совершенное воплощение в творчестве И. С. Баха. Новый статус прелюдия приобретает у романтиков, увидевших в свободе и миниатюрности, присущих этому жанру, идеальную форму для выражения мимолетных впечатлений и настроений. Эмансипация прелюдии происходит у Ф. Шопена, создавшего в 1839 году свой гениальный цикл из прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях, отразивших широчайшую гамму чувств и эмоций. Фортепианная прелюдия становится одним из любимых жанров русских композиторов, следовавших романтической традиции (А. Лядов, А. Скрябин, С. Рахманинов). В XX веке происходит очередное переосмысление жанра, приобретшего взамен былой поэтичности резкость, угловатость и эксцентричность.

Галина Уствольская (1919–2006)
Прелюдии (1953)

Идею воплощения множества идей, значений и смыслов в формат небольшого камерного жанра прелюдии развивала Галина Уствольская, консерваторская ученица Шостаковича. Цикл из 12 прелюдий был создан ею в 1953 году. Композитор говорила, что «эти пьесы неверно было бы называть “Прелюдии”, каждая являет крупное по мысли, законченное сочинение». Драматургия цикла насыщена резкими контрастами: «демонические» прелюдии (№ 5, 9) соседствуют с «ангельскими» (№ 3, 6), даже внутри самих пьес цикла происходит столкновение этих сфер с последующей трансформацией (№ 5, 7). На уровне цикла же действует жесткая логика внутренних связей, вариантность, арочность, числовая символика. Краткие интонации подобны авторской речи, обрушивающейся всей мощью нарастающего эмоционального потока на завороженного слушателя.

Солист

Андрей Коробейников

фортепиано
В семь лет Андрей одержал свою первую победу — стал лауреатом I премии Международного конкурса юных музыкантов им. П. Чайковского. К 20 годам Андрей уже был обладателем более 20 премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах, в том числе I премии Международного конкурса им. А. Скрябина, II премии и Приза публики на Международном конкурсе им. С. В. Рахманинова в Лос-Анджелесе, специальных призов Международного конкурса им. П. Чайковского.
Окончил с отличием Московскую консерваторию, затем аспирантуры Московской консерватории и Королевского колледжа музыки в Лондоне. Параллельно с музыкальным получил высшее юридическое образование, но предпочел карьеру музыканта.
Андрей Коробейников выступал с концертами более чем в 40 странах мира, в том числе вместе с такими музыкантами, как Ю. Темирканов, И. Фишер, В. Федосеев, В. Ашкенази, А. Ведерников, А. Рудин, М. Плетнев, В. Репин, А. Князев, Квартет имени Бородина. Он сотрудничает с ведущими оркестрами России и мира, в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром России, Национальным оркестром Франции, оркестром Северогерманского радио, Концертхауса Берлина, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Будапештским фестивальным оркестром, Sinfonia Varsovia (Польша).
Его исполнения регулярно выходят в эфир телеканалов Arte, Mezzo, «Культура», радио France Musique, BBC-3, NDR-Kultur, и других радио- и телеканалов России, США, Франции, Великобритании, Швейцарии, Уругвая, Хорватии. Его записи сочинений А. Скрябина и Д. Шостаковича получили самые престижные награды музыкальной прессы во Франции Diapason d’or, Diapason découverte, Choc.

Made on
Tilda