16 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
Концерт квартета имени Бородина
Солисты:
Николай Саченко (1-я скрипка)
Сергей Ломовский (2-я скрипка)
Игорь Найдин (альт)
Владимир Бальшин (виолончель)


Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Струнный квартет № 1 до мажор ор. 49 (1938)
Струнный квартет №12 ре бемоль мажор ор. 133 (1968)

Николай Мясковский (1881–1950)
Струнный квартет №13 ля минор ор. 86 (1949)

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Струнный квартет № 1 до мажор ор. 49 (1938)
Струнный квартет №12 ре бемоль мажор ор. 133 (1968)

К струнному квартету Д. Д. Шостакович впервые обратился в 1938 году уже будучи известным автором двух опер, пяти симфоний, фортепианного концерта и ряда других произведений. Этот жанр стал одним из его любимых вплоть до конца жизни. Квартет № 15 был написан и исполнен за год до кончины композитора. По масштабу идей и цельности драматургии квартеты Шостаковича вполне сопоставимы с его симфониями.

Процесс создания Первого квартета op. 49 был описан Шостаковичем в письмах к другу Ивану Соллертинскому: сначала появилась II часть произведения, затем были написаны и скомпонованы остальные части. Результатом работы композитор остался недоволен: «Вышло не ахти как. Но, впрочем, и трудно сочинять хорошо». Анонсируя квартет перед премьерой, состоявшейся 10 октября 1938 года в Ленинграде, Шостакович, памятуя о недавних разгромных статьях 1936 года, «на всякий случай» предупредил, что «не следует искать особой глубины в этом моем первом квартетном опусе. По настроению он — радостный, веселый, лирический. Я бы назвал его “весенним”». В схожем ключе автор высказался и в 1951 году на страницах журнала «Советская музыка»: «...я стремился передать в нем образы детства, несколько наивные, светлые, весенние настроения». Сказанное Шостаковичем больше можно отнести к третьей части и стремительному финалу, противостоящим двум серьезным первым частям, идущим в умеренном темпе. В первой части можно услышать мотивы из Седьмой симфонии, написанной также в тональности до мажор, а вторая часть открывается горестным монологом альта, напоминающего зачин протяжных русских песен.

Квартет № 12 op. 133 был завершен Шостаковичем 13 марта 1968 года, а 14 июня впервые был исполнен Квартетом им. Бетховена во Всесоюзном Доме Композиторов в Москве. Произведение вошло в цикл квартетов, посвященных «бетховенцам» (с 11 по 14), и было адресовано первой скрипке, Дмитрию Цыганову, упомянувшему на страницах газеты «Советская культура» о замысле Шостаковича написать 24 квартета во всех мажорных и минорных тональнос­тях. Идея не была осуществлена до конца, но каждый из 15 квартетов действительно написан в собственной тональности. В Двенадцатом квартете Шостаковича две части, первую из которых можно условно обозначить как вступительную, а вторую как главную. Если не считать Прелюдии и Скерцо op. 11 для струнного октета, это единственный двухчастный цикл в камерно-инструментальной музыке Шостаковича. В этом квартете № 12 Шостакович впервые активно использует двенадцатитоновый ряд, соответственно, формальной идеей квартета становится противостояние тональности и додекафонии. Эта конфронтация выражена композитором и на уровне тематическом (двенадцатитоновая линия в первой части завершается аккуратным кадансом в ре-бемоль мажоре), так и на фактурном (во второй части атональному монологу виолончели отвечает тональный хорал остальных инструментов).

Николай Мясковский (1881–1950)
Струнный квартет №13 ля минор ор. 86 (1949)

Квартет № 13 op. 86 был написан тяжелобольным Николаем Мясковским в 1949 году, за год до смерти, и удостоен Сталинской премии первой степени уже после кончины композитора. Сочинение посвящено Квартету им. Бетховена и прозвучало впервые в радиоэфире, что дало возможность смертельно больному автору услышать одно из своих последних произведений. В конце жизни Мясковский с ностальгической грустью оглядывается на прошлое, воспринимая прошедшие трагические события с умиротворением мудрости. Лирические, фантастические и причудливые образы — часть эпического повествования. Среди особых композиционных приемов — драматургическое сталкивание разных жанровых сфер. Так, во второй части, в средней части фантастического скерцо, почти параллельно звучат траурный марш и меланхолический вальс. Тема этого скерцо изначально предназначалась для симфонии, тем самым Мясковский подчеркивает равенство в своем творчестве симфонических и камерных жанров. Открывающая квартет тема у виолончели похожа на эпический зачин и периодически возникает в остальных эпизодах квартета. Один из критиков высказался про эту мелодию, что она «как молитва, смиренная и покорная, но исходящая от того, кто все ещё полон огня».

Солисты
Николай Саченко
1-я скрипка
Окончил Московскую консерваторию. Концертная жизнь началась еще во время обучения в ЦМШ. Николай Саченко выступает в России, Японии, США, Китае, Европе и Латинской Америке. Принимал участие в международных фестивалях в Кронберге, Монтрё, Эвиане, Праге. Выступает c такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Оркестр Баварского радио, токийский симфонический оркестр Метрополитан, национальные оркестры Пекина и Венесуэлы.
После победы на Международном конкурсе скрипачей им. Л. Моцарта получил в подарок от ценителей музыки скрипку работы французского мастера Саломона. Играя на ней, стал победителем XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В 2005 году стал концертмейстером оркестра «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета.
Много играет камерную музыку, выступая в ансамбле с такими музыкантами, как Ю. Башмет, Г. Кремер, Л. Харрелл, Г. Хоффман, К. Родин, А. Князев. Является постоянным участником Квартета имени П. И. Чайковского и Камерного ансамбля Московской филармонии «Брамс-Трио».
Николай Саченко играет на скрипке Франческо Руджери (1697) из Государственной коллекции России.


Игорь Найдин
альт
Родился в Москве в 1969 году. Учился в ЦМШ при Московской консерватории, затем в Московской консерватории по классу скрипки и одновременно по классу альта у профессора Ю. Башмета. После окончания Консерватории играл в квартете Russo (с квартетом работали М. Копельман, В. Берлинский и Д. Шебалин).
Преподаватель Московской консерватории по классу альта.
В Квартете имени Бородина играет с 1996 года.
Лауреат международных квартетных конкурсов.
Игорь Найдин — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, в том числе «Концертино Прага», конкурса И. Менухина в Лондоне, Международного конкурса альтистов Юрия Башмета. Награжден Государственной премией России и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Сергей Ломовский

2-я скрипка

Родился в 1969 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Много выступает на фестивалях камерной музыки в Европе и странах ближнего зарубежья, в том числе в Германии, Финляндии, Италии, где выступал с М. Ростроповичем, В. Третьяковым, Н. Гутман, Ю. Башметом, М. Брунелло, Б. Гарлицким.
С 1992 года играл в камерном ансамбле «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета, а также в составе Московского струнного трио. В Квартете имени Бородина играет с 2011 года.
Сергей Ломовский — лауреат международных конкурсов, в том числе обладатель Гран-при Конкурса камерных ансамблей Conero в Анконе (Италия), награжден почетным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры России.


Владимир Бальшин
виолончель
Родился в Москве в 1973 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. В 1993–1998 годах был солистом камерного ансамбля «Солисты Москвы» Ю. Башмета.
В 1998 году вошел в состав ансамбля «Брамс-трио». Преподает в Московской консерватории по классу квартета и виолончели.
Заслуженный артист России, лауреат международных виолончельных конкурсов, дипломант Международного конкурса им. П. И. Чайковского, обладатель специального приза Международного конкурса виолон­челистов М. Ростроповича в Париже.
В составе квартета Russo стал лауреатом международных конкурсов в Италии и Англии.
Заслуженный артист России.
В Квартете имени Бородина играет с 2007 года.
Made on
Tilda