15 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
Концерт Михаила Лидского (фортепиано) и Доменико Нордио (скрипка)

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
8 прелюдий op. 34, переложение для скрипки и фортепиано Дмитрия Цыганова (1933)

Камерно-инструментальная музыка в XX веке — пространство экспериментов, а также возможность композиторам выразить свое личное, сокровенное, скрытое от официального внимания и контроля.
Цикл из 24 прелюдий (op. 34) Шостакович написал в том же году, что и оперу «Леди Макбет Мценского уезда» — работа над прелюдиями была начата 30 декабря 1932 года, а последняя точка была поставлена 2 марта 1933 года. Цикл прелюдий во всех тональностях Шостакович формирует по шопеновскому принципу, следуя от до мажора в сторону диезных тональностей, а затем возвращаясь по бемольному кругу. Образный и жанровый круг прелюдий очень широк, им присуща театральность и характерное для этого периода творчества Шостаковича нарочитое противопоставление «высокого» и «низкого». Почти сразу после их написания и публичного исполнения прелюдии Шостаковича привлекли внимание его друга Дмитрия Цыганова, первого скрипача квартета им. Бетховена. Его переложения прелюдий для скрипки и фортепиано (всего было сделано 19 транскрипций) стали классикой скрипичного репертуара. В них еще ярче проявилась диалогичность и театральная образность шостаковичевских миниатюр.

Луиджи Даллапиккола (1904–1975)
Вторая Тартиниана для скрипки и фортепиано (1956)

Современник Шостаковича итальянский композитор Луиджи Даллапиккола был приверженцем изобретенного Арнольдом Шенбергом метода додекафонии и уделял в своем творчестве огромное внимание самой технике письма. Написанная в 1956 году Tartiniana secondo (вторая тартиниана) для скрипки и фортепиано на фоне додекафонных сочинений того же периода («Песни освобождения») выделяется обращением к тональной технике письма. Обе «Тартинианы» Даллапикколы были вдохновлены фотокопиями рукописей итальянского скрипача XVIII века Джузеппе Тартини, которые подарил композитору скрипач Матерасси. «Тартинианы» стали особым случаем интертекста в музыке XX века. Внешняя простота квазибарочного четырехчастного цикла обманчива. Цитаты из старинной музыки становятся основой для изощренной контрапунктической игры.

Пауль Хиндемит (1895–1963)
Соната для скрипки и фортепиано (1935)

Соната для скрипки и фортепиано in E Пауля Хиндемита была написана в 1935 году, вскоре после того, как композитор покинул нацистскую Германию. Несмотря на непростые жизненные обстоятельства и серьезную мировую политическую ситуацию, немецкий классик создает в это время достаточно светлые и лиричные по образному строю камерные сочинения. Двухчастная скрипичная соната написана по модели последней бетховенской фортепианной сонаты, где после активного и быстрого движения идет медленная, созерцательная часть. В сочинении слышатся отголоски более ранних сочинений (например «Четырех темпераментов»), что лишь подчеркивает найденный композитором в 30-е годы собственный стиль.

Жан Франсе (1912–1997)
Сонатина для скрипки и фортепиано (1934)

Сонатина для скрипки и фортепиано французского композитора Жана Франсе написана в 1934 году, в одно время со скрипичной сонатой Хиндемита. Подобно своему немецкому коллеге, Франсе также уходит от острых политических проблем в сферу возвышенного искусства, блистая легкостью и остроумием. В трехчастной сонатине чувствуется игра со слушателем, проявляющаяся через сопоставление громкости, звучания участников ансамбля, причудливые вариации финала. Форма скрепляется постоянным возвращением к найденной яркой теме, а стиль можно охарактеризовать как неоклассицизм, с аллюзиями как к классикам, так и к современным Франсе композиторам «французской шестерки».

Артюр Онеггер (1892–1955)
Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1919)

Один из представителей этой «шестерки» Артюр Онеггер написал свою Сонату для скрипки и фортепиано в 1919 году. Несмотря на общую для первой четверти XX века тенденцию французской музыки к упрощению, манифестированную Сати и Кокто, Онеггер доказывает обратные идеи. Его собственная задача — искать полифонические сложности. В трех частях сонаты композитор полностью отходит от идеи легкого и понятного, активно используя полифонию с характерной для нее рефлексией и созерцанием.

Борис Чайковский (1925–1996)
Соната для скрипки и фортепиано ля мажор (1959)

Скрипичная соната Бориса Чайковского была создана в 1959 году, в то время когда молодой композитор рефлексирует через камерно-инструментальную музыку на тему нравственной стойкости человека. Вместо привычной для сонаты антитезы Чайковский противопоставляет не темы, а части. Борьба меланхолии и экспрессии выражена через варьирование коротких интонаций, что свойственно русской музыке. Субъективная лирика Чайковского выражает тоску оттепельных лет, опустошенность и сугубо романтический вопрос: «Что дальше?»

Солисты
Доменико Нордио
скрипка
Родился в Венеции. В 16 лет стал лауреатом I премии Международного конкурса им. Д. Б. Виотти, где председателем жюри был великий Иегуди Менухин. После побед на Конкурсе Тибо в Париже, конкурсе Винья-дель-Мар Луис Сигалла и конкурсе Марселя Франческатти, Гран-при Евровидения, полученный в 1988 году, открыл ему путь к международной карьере: сегодня Нордио — один из великих скрипачей своего поколения.
Его можно услышать в Salle Pleyel (Париж), Сантори-холле (Токио), Carnegie Hall (Нью-Йорк), венском Konzerthaus и других престижных залах мира. Он выступал с Лондонским симфоническим оркестром, оркестром Академии «Санта-Чечилия», Симфоническим оркестром SWR в Штутгарте, национальными оркестрами Франции и Испании, Филармоническим оркес­тром им. Энеску, Был выбран главным действующим лицом проекта Friends of Stradivari, где сыграл ряд концертов на принадлежащих Фонду скрипках Страдивари, Амати, Гварнери и Бергонци. Профессор римской Академии «Санта-Чечилия».

Михаил Лидский
фортепиано
Михаила Лидского называют «одним из самых оригинальных пианистов современной России, музыкантом со своим стилем и почерком» («Независимая газета»), «пианистом редкого обаяния и виртуозности» («Время МН»), «пианистом широкого творческого диапазона, мастером оригинальных интерпретаций, музыкантом цельным и многосторонним» («Культура»). Влиятельная миланская газета «Коррьере делла сера» называет пианиста «одним из тех немногих, к кому эпитет “великий” можно применить со спокойной совестью». Как об «исключительно тонком, всегда изумляющем мастере фортепиано» писал о Михаиле Лидском голландский «Телеграф».
Михаил Лидский в апреле 1991 года дебютировал с сольным концертом в Колонном зале Дома Союзов, с тех пор активно гастролирует в России и за рубежом, выступает с ведущими российскими оркестрами. Среди его партнеров в камерных выступлениях Александр Князев, Франц Хельмерсон, Борис Березовский, квартет им. Д. Шостаковича. Солист Московской филармонии с 2000 года. Записал более восьми компакт-дисков, в том числе с собранием сочинений Н. Мясковского. С 1996 года преподает в Московской государственной консерватории.
Made on
Tilda