14 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
Балет «Укрощение строптивой»
Гастроли балета и оркестра Большого театра России
Дирижер:
Алексей Репников

Балет Жана-Кристофа Майо
на музыку Дмитрия Шостаковича

В двух действиях

Либретто по пьесе Уильяма Шекспира

Хореограф-постановщик — Жан-Кристоф Майо
Ассистент хореографа-постановщика — Бернис Коппьетерс
Сценограф — Эрнест Пиньон-Эрнест
Художник по костюмам — Огюстен Майо
Художник по свету и автор видеопроекции — Доминик Дрийо
Драматург — Жан Руо
Дирижер-постановщик — Игорь Дронов

Действующие лица и исполнители:
Катарина Кристина Кретова
Петруччио Игорь Цвирко
Бьянка Анастасия Сташкевич
Люченцио Семен Чудин
Гортензио Александр Смольянинов
Гремио Вячеслав Лопатин
Вдова Анна Балукова
Баптиста Александр Волчков
Экономка Анна Тихомирова
Грумио (слуга) Евгений Трипоскиадис

Произведение
Укрощение строптивой
Балет Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича

Мировая премьера состоялась 4 июля 2014 года.

Жан-Кристоф Майо не первый, кого привлекла идея привести на балетную сцену воинственных героев комедии Шекспира. Среди его предшественников были Морис Бежар (его версия промелькнула в середине 1950-х практически незамеченной) и Джон Крэнко, спектакль которого стал классическим, шел в том числе в Большом, и до сегодняшнего дня украшает многие сцены.
«Мне интересно показать, что приведет Петруччо и Катарину к любви. Эти персонажи, которые встретились не по своей воле, несмотря ни на что, откроют для себя любовь. Их свадьба говорит нам о том, что не надо никого судить: даже ведьма или гнилое яблоко могут найти свою половину. Для меня важнее всего дать почувствовать, что эта кошка нашла своего кота, а не показать дикую тварь и ее дрессировщика» — так объяснял свой выбор сюжета Майо. Он обладает талантом рассказывать сказки, причем так, что каждый способен усмотреть в его «Ромео и Джульетте», «Золушке» или La Belle («Спящей красавице») кусочек собственной жизни, каким-то непостижимым образом подсмотренный хореографом. Воспитанник классической французской школы и экс-солист Гамбургского балета Джона Ноймайера, он сохраняет верность пуантам и неоклассическому балету. Поэтому в очереди на постановки Майо стоят ведущие театры мира. Но он несколько десятилетий сохранял поразительную преданность Балету Монте-Карло. Мировые премьеры более чем трех десятков его спектаклей прошли в Монако, остальным приходится довольствоваться лишь копиями. Исключение хореограф сделал только для Большого театра. «Сколько бы времени ты ни провел со своей труппой, когда тебе переваливает за пятьдесят лет (особенно если случается серьезная проблема со здоровьем), понимаешь, что позади осталось больше, чем впереди. Становится жаль, что ты так и не попытался совершить какую-нибудь авантюру. Прийти в труппу, которую не знаешь и которая не знает тебя, — это вызов, которого я хотел и ждал», — объяснял Майо свой шаг.
Мощную, многоголосую и афористичную пьесу Шекспира, использованную как каркас, он, как всегда, превратил в кино на пальцах — с помощью своего постоянного соавтора, сценографа Эрнеста Пиньон-Эрнеста, придумавшего оптимальную конструкцию из двух лестниц, съезжаю­щихся и разъезжающихся под разными углами и трансформирующих пространство. Костюмы Огюстена Майо, сына хореографа и ученика Карла Лагерфельда, могут быть датированы и золотым веком Голливуда, и сегодняшними днями. Сюжет «Укрощения строптивой» хорош для хореографа тем, что не теряет актуальности: проблему старшинства в выдаче дочерей замуж он игнорирует, зато сложность семейных отношений строптивой Катарины с отцом, сестрой Бьянкой, ее воздыхателями и женихом-мужем не теряет актуальности даже в эпоху победившей эмансипации.
Майо не скрывал, что хотел поставить спектакль на музыку именно русского композитора, потому что делал его в Большом театре: для него это был способ найти взаимопонимание со своими танцовщиками. «Эх вы, сени, мои сени», сопровождающие первое появление Петруччо, или «Вы жертвою пали в борьбе роковой», под которую он ведет свою женушку домой, создают мощнейшее остранение. «Не будучи русским, я не знаю философского смысла музыки Шостаковича, — признавал хореограф, — но как у любого человека, у меня есть право почувствовать в ней эмоцию. Сам Шостакович принадлежит России, но его музыка принадлежит всему миру».
Сразу же оказалось принадлежащим миру и «Укрощение строптивой» Майо. Он не только был признан лучшим балетом сезона, которому досталась коллекция Национальной театральной премии «Золотая маска», — спектакль широко востребован на зарубежных гастролях наряду с академической классикой, а в России был показан на крупнейших фестивалях Dance Open в Санкт-Петербурге и Платоновском международном в Воронеже. Зрителям в разных частях света оказалась близка идея хореографа, что «принимать правила игры, чтобы выжить, не означает идти на компромисс».

Анна Галайда

Участники
Жан-Кристоф Майо
Хореограф-постановщик
Родился в 1960 году в Туре (Франция). Окончил Центр классического танца Розеллы Хайтауэр в Каннах в 1977 году и был приглашен в Гамбургский балет Джона Ноймайера. Вынужден был завершить
карьеру танцовщика из-за травмы и в 1983 году стал самым молодым балетным руководителем, возглавив балетную труппу в родном Туре, впоследствии преобразованную в Национальный хореографический центр. Для этой труппы поставил свыше двадцати балетов. В 1993 году Ее Королевское Высочество принцесса Ганноверская назначает его художественным руководителем Балета Монте-Карло, с которой связана вся последующая творческая жизнь хореографа. Среди его постановок, ставших классикой нашего времени: «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1996), «Золушка» Прокофьева (1999), «Красавица» (версия «Спящей
красавицы» Чайковского, 2001), Altro CantoI на сборную музыку (2006, 2008), «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля (2010), «Озеро» (версия «Лебединого озера» Чайковского, 2011).
Жан-Кристоф Майо — желанный гость в любой балетной труппе мира, куда регулярно переносит свои балеты, созданные для Балета Монте-Карло.
Но Большой театр стал единственным, кому удалось выпустить мировую премьеру хореографа — «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича.
Важной вехой международной балетной жизни стало объединение под руководством Майо и патронатом Её Высочества принцессы Ганноверской труппы, фестиваля и учебного заведения, а именно Балета Монте-Карло, Танцевального форума Монако и Академии танца княгини Грейс. Кавалер ордена Почетного легиона (2002). Лауреат приза Международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la danse
(2007, Москва).

Огюстен Майо
Художник по костюмам
Вырос за кулисами, в окружении театральных костюмов. В 16 лет, познакомившись с Карлом Лагерфельдом, подрабатывал ассистентом в дизайн-студии Шанель. Двумя годами позже начал работать в ателье спортивной коллекции Шанель.
В это же время учился в Высшей школе прикладного искусства, которую окончил в 2011 году, и начал работать в парижском отделении дизайнерского агентства Невила Броуди Research Studios.
В течение двух лет создавал логотипы, сценографию, макеты и афиши для престижных модных домов — Dior, Chloé, Kenzo, Who’s Next, Première Classe, J. M. Weston. Параллельно в качестве стилиста разрабатывал собственную модную линию одежды и аксессуаров Géométrick, сочетающую спортивный стиль и изысканные материалы. Коллекция была с энтузиазмом встречена во Франции и за ее пределами.

Эрнест Пиньон-Эрнест
Сценограф
Один из основателей урбанистического искусства во Франции. Картины на бумаге — живопись, рисунок, сериграфию — наклеивает на стены домов, помещает в телефонные кабины — картины, которые «вписываются» в городскую архитектуру. Отрицает искусство в формате выставок и музеев, хотя и не препятствует экспонированию своих работ.
Учился в своем родном городе и сначала попробовал себя в архитектуре. В 1966 году избрал улицу одновременно местом и объектом своего эфемерного искусства. Создал целый ряд «интервенций»- инсталляций в Париже, Ницце, Лионе, а также за пределами Франции.
Регулярно работает с труппой Балет Монте-Карло. В 1995 году к 10-летию труппы создал новый занавес для Оперы Монте-Карло. Оформил такие спектакли Майо, как «Ромео и Джульетта» и «Золушка» С. Прокофьева, «Дафнис и Хлоя» на музыку М. Равеля и многие другие.
В 2006 году осуществил интервенцию «Путь Жана Жене» в Бресте, родном городе писателя, вписав свои работы в технике сериграфии «по мотивам» Жене, в стены доков, — в создании персонажей ему помогали артисты Балета Монте-Карло.
Свыше десяти лет сотрудничает с Бернис Коппьетерс, музой и ведущей артисткой труппы Майо. Она стала моделью для серии женских портретов «Экстазы» — святых, монахинь, авторов мистических сочинений, переживших моменты религиозного экстаза и откровений. В 2008 году серия была представлена в Авиньоне, далее — еще в нескольких городах Франции, а издательство «Галлимар» выпустило альбом, посвященный этой серии работ.

Алексей Репников
Дирижер
Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс тромбона Бориса Виноградова и Виктора Сумеркина). В 2009 проходил стажировку по специальности «симфоническое дирижирование» в классе Александра Полищука.
С 1991 — артист сценического оркестра Мариинского театра, с 1996— артист симфо­нического оркестра театра. С 2007 — дирижёр сценического оркестра Мариинского театра.
В том же году дебютировал в качестве дирижера симфонического оркестра театра на представлении балета «Весна священная» И. Стравинского.
В 2016-2020 — заведующий оркестрами Мариинского театра.
С 2020 — дирижёр Михайловского театра, с 2021 — музыкальный руководитель балета Михайловского театра.
В 2020 дебютировал в Большом театре, продирижировав рядом представлений балета «Сильфида» Х. С. Левенскольда.
В Большом театре дирижирует балетами:
«Сильфида» Х. С. Левенскольда, «Укрощение строптивой» на музыку
Д. Шостаковича.
В репертуаре дирижера более 50 балетов.
Гастролировал в Японии, Китае, Сингапуре, Таиланде, Германии, Франции, Швейцарии, Финляндии, Испании, Италии, Великобритании, США, Канаде, Бразилии, Мексике.
Является инициатором создания Большого брасс-ансамбля, международного фестиваля «Брасс-вечера в Мариинском»,
фестивального симфонического оркестра «Душа Санкт-Петербурга».
Made on
Tilda