13 сентября 2021
Самарская филармония
Камерный концерт

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 1 до минор op. 8 (1923)

Летом 1923 года шестнадцатилетний Д. Д. Шостакович после тяжелой операции на бронхах отправляется на лечение в крымский санаторий. Там он встречает дочь московского литературоведа, свою ровесницу Татьяну Гливенко, ставшую первой серьезной любовью композитора. Татьяне была посвящена Первая симфония (1924–1925), работа над которой пришлась как раз на время развития отношений, и одночастное фортепианное трио, законченное в 1923 году. Исполненное в апреле 1924 года в присутствии Николая Мясковского Трио № 1 вскоре оказалось в тени более зрелых сочинений, а после появления в 1944 году знаменитого Трио памяти И. И. Соллертинского было практически забыто и впервые опубликовано только в 1983 году в 37-м томе собрания сочинений. При подготовке к изданию двадцать два несохранившихся в фортепианной партии такта были дописаны Борисом Тищенко.
Несмотря на очевидное влияние позднего романтизма (Трио начинается с вагнеровского мотива-томления), в своем юношеском камерном сочинении Шостакович уже демонстрирует черты своего стиля, а именно — владение формой (в сонатной форме можно увидеть черты цикла), театральную яркость и образность (контрасты кантиленных разделов со скерцозными), оригинальную гармонию. Это камерное произведение с полным правом можно считать блестящим эскизом к симфониям молодого Шостаковича.

Борис Тищенко (1939–2010)
Соната для виолончели соло № 1 op. 18 (1967)

Близкая по тесситуре человеческому голосу виолончель — один из любимых инструментов Бориса Тищенко, которому он часто поручает роль трагичес­кого героя. Пятичастная Соната № 1 для виолончели соло была написана Тищенко в 1960 году во время учебы в Ленинградской консерватории и по жанру больше напоминает взволнованный патетический монолог. В партии солиста использованы все регистры виолончели, наделенной выразительностью человеческой речи. Композитор закольцовывает свою сонату, повторяя музыку первой части (Largo rubato) в финале, тем самым усиливая эффект убедительности.

Николай Пейко (1916–1995)
Соната для фортепиано № 3 (1990)

Композитор, педагог, дирижер Николай Иванович Пейко — один из любимых учеников Н. Я. Мясковского и во многом его духовный преемник. Сочинениям Пейко, как и музыке Мясковского, присуща особая внутренняя дисциплина и строгость, углубленность и созерцательность. Так же, как и его учитель, Пейко был выходцем из офицерской семьи (его отец Иван Игнатьевич был репрессирован и расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году). Обладавший феноменальной памятью и музыкальной одаренностью Николай Пейко был одним из энциклопедически образованных людей своего времени. Блестящий, легко читавший с листа партитуры любой сложности, в своей фортепианной музыке Пейко стремился к ясности фактуры и голосоведения, наделяя при этом музыку оркестровой выразительностью. Оригинальные созвучия создаются у композитора полифоническими средствами, его стиль письма можно сравнить с графикой, где важен каждый штрих.
Три сонаты Пейко, созданные им в разные периоды жизни, по масштабности концепций вполне можно назвать симфониями для фортепиано. Соната для фортепиано № 3 была написана в 1990 году и принадлежит к числу последних сочинений мастера, при ясной опоре на классические формы в ней отзвуки музыки XX века. Каждая из четырех частей сонаты — отдельная звуковая фреска. Первая часть, Токката (Allegro molto), написанная в сонатной форме, своей фактурой и общим тревожным настроением напоминает знаменитую сонатную Триаду Прокофьева. Написанная в трехчастной форме вторая часть, Интрада и Ария, уводит в сторону созерцательной лирики, а стремительное скерцо заставляет вспомнить Шостаковича. Соната завершается Прелюдией и фугой, отсылающей к сочинениям старинных мастеров.

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Соната для скрипки соло № 2 op. 95 (1967)

Композитор Мечислав (Моисей) Вайнберг — один из самых близких друзей Д. Д. Шостаковича. В 1939 году Вайнберг окончил Варшавскую консерваторию и в этом же году бежал из захваченной нацистами Польши. В Советском Союзе Вайнберг учился в Минской консерватории, а в 1941 году в эвакуации познакомился с Д. Д. Шостаковичем, став, по сути, одним из его ассистентов. В феврале 1953 года был арестован по «делу врачей», был освобожден благодаря ходатайству Д. Д. Шостаковича и Н. И. Пейко. Сочинял музыку в разных жанрах, перу Вайнберга принадлежат 7 опер, 22 симфонии, 17 струнных квартетов, концерты и камерные сонаты, музыка к кинофильмам «Летят журавли», «Афоня», трилогии мультфильмов про Винни-Пуха.
В скрипичной сонате соло № 2 семь частей, каждая из которых имеет свое название: Монодия, Пауза, Интервалы, Реплики, Аккомпанемент, Инвокация, Синкопы. По своему жанровому типу соната Вайнберга восходит к барочной партите, однако композитор преследует больше не пластическую (чередование определенных танцев), а конструктивную идею, применяя в своей музыке разные фактурные и метроритмические приемы.

Маргарита Кусс (1921–2009)
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ре минор (2001)

Маргарита Ивановна Кусс — выпускница Московской консерватории по классу композиции В. Я. Шебалина. С обучавшим ее инструментовке Д. Д. Шоста­ковичем Маргариту Ивановну связывала нежная дружба. В 1953 году, во время сочинения Десятой симфонии, Шостакович регулярно переписывался с Кусс, отправляя иногда по несколько писем в день (в Российский национальный музей музыки было передано 40 писем и 15 телеграмм Шостаковича). М. Кусс известна как автор камерно-вокальных сочинений, а также как талантливый аранжировщик народных песен и мелодий. Написанное в 2001 году Трио для фортепиано, скрипки и виолончели продолжает линию лирико-романтических высказываний. Премьера сочинения состоялась в Концертном зале Союза композиторов.

Солисты
Аяко Танабе
скрипка
Родилась в Японии. С ранних лет выступала с сольными концертами во многих странах мира. Регулярно выступала с симфоническими оркестрами Японии, Турции, Кипра, Сингапура, и др.
В 15 лет приостановила концертную
деятель­ность и приехала в Москву, чтобы учиться в Центральной музыкальной школе при МГК. После окончания поступила в Московскую консерваторию в класс профессора С. И. Кравченко.
Во время учебы в Консерватории снова начинает активно выступать как солистка и в составе различных ансамблей, исполняя сочинения различных эпох, от барокко до современных авторов.
С 2009 года Аяко — концертмейстер Камерной капеллы «Русская Консерватория». В 2019 году она стала первой скрипкой в квартете
им. М. Глинки.

Ибрагим Халил Нагиев
виолончель
Учился у Ф. Султанова, принимал участие в мастер-классах Д. Шаповалова, К. Родина, Л. Евграфова, Д. Герингаса. Является стипендиатом Правительства Москвы (2013–2016). Активно участвует в концертной жизни Москвы как в качестве сольного исполнителя, так и в составе ансамбля, выступая в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале Чайковского, Международном Доме музыки и других залах.
Ибрагим Нагиев — лауреат всероссийских и международных конкурсов, в том числе I Международного фестиваля-конкурса «Конкорд», IX Московского международного фестиваля славянской музыки, международных фестивалей фонда Владимира Спивакова «Москва встречает друзей» и «Новые имена».

Владимир Родин
фортепиано
Родился в Самаре, здесь же начал музыкальное образование, после окончания училища при МГК им. П. И. Чайковского по классу фортепиано поступил в Московскую консерваторию. Участвует в мастер-классах известных музыкантов и педагогов, а также в российских и международных творческих школах, является стипендиатом специальной премии Самары для одаренных детей и талантливой молодежи.
Лауреат международных конкурсов, в том числе
II Международного конкурса исполнителей камерной музыки Winterreise, обладатель Grand-Prix Всероссийского конкурса «Созвучие» и специального приза от фонда Э. Гилельса.
Руководит созданным им проектом «Лица и эпохи», в рамках которого молодые исполнители выступают в концертных залах Московской консерватории. Сотрудничает с Ассоциацией лауреатов международного конкурса им. П. И. Чайковского, выступает с сольными и камерными программами в лучших залах Москвы и России.
Made on
Tilda