11 сентября 2021
Самарский академический театр оперы и балета
Концерт государственного симфонического оркестра «Новая Россия»

Произведения
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Праздничная увертюра ля мажор op. 96 (1954)

«Праздничная увертюра», op. 94 более полувека остается одним из самых популярных сочинений Шостаковича. Она прозвучала впервые 6 ноября 1954 года на концерте, посвященном 37-летию Октябрьской революции. Согласно
рассказу музыковеда Льва Лебединского, Шостакович написал это «искрящееся, брызжущее — как шампанское» произведение за три дня по просьбе дирижера Василия Небольсина, готовившего программу к торжественному
партийному собранию. Свидетельству Лебединского, однако, противоречит интервью самого Шостаковича, напечатанное в газете «Вечерний Ленинград» 29 августа 1947 года. В нем композитор заявляет, что к 30-летию Октября сочинил произведение, в котором передается настроение человека, «прошедшего через тяжелые испытания военных лет, победившего врагов Родины и теперь восстанавливающего свою страну». Почему Увертюра не была исполнена
в ноябре 1947 года, остается загадкой, равно как не ясно, почему попавший в феврале 1948 года в опалу Шостакович не стал обнародовать ее в качестве образца «понятной советским гражданам» музыки, а представил уже после премьеры своей Десятой симфонии, когда его репутация уже не подвергалась сомнению. Открывающие Увертюру фанфары — цитата из пьесы «День рождения» (цикл «Детская тетрадь», op. 69), сочиненной к 9-летию дочери Галины и не публиковавшейся в составе цикла вплоть до смерти автора.
«Праздничная увертюра» сразу получила положительные оценки всех инстанций и популярность среди музыкантов и слушателей. В 1962 году Шостакович лично дирижировал своей увертюрой, вошедшей вместе с Первым виолончельным концертом в программу вечера, подготовленного при участии Мстислава Ростроповича. В 1980 году фанфары из «Праздничной увертюры» звучали на церемониях награждения Олимпийских игр в Москве.

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Первая симфония фа минор, op. 10 (1924–1925)

Первая симфония фа минор, op. 10 Д. Д. Шостаковича — один из водоразделов в истории музыки XX века. Дипломная работа юного композитора, окончившего Консерваторию в том возрасте, в котором обычно в нее поступают, принесла почти мгновенно ее автору мировую славу и до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений Шостаковича. Премьера сочинения под управлением дирижера Николая Малько прошла 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, а уже менее чем через год в 1927 году Бруно Вальтер дирижировал этой музыкой в Берлине. Вспоминая памятный день премьеры, Николай Малько пишет о «настоящем успехе», который бывает, «когда происходит что-либо действительно выдающееся, исключительное». Исключительность Первой симфонии не столько в ее
новаторстве (четырехчастное сочинение достаточно традиционно по форме), сколько в принципиально новом подходе к жанру, который, с одной стороны теряет черты былой «суперсерьезности», а с другой, используя музыку быта, банальные мотивчики, — выходит вдруг в иное измерение. Британский музыкальный критик Иэн Макдоналд, анализируя симфонии Шостаковича, назвал это «эффектом Четвертой Малера», когда сочинение начинается как простое, безобидно-юмористическое, и затем модулирует в сторону серьезного и даже трагического. В самом деле, открывающий Первую симфонию Шостаковича мотив у трубы «сообщает» о выходе главного героя и сразу же вызывает ассоциации со знаменитой темой Петрушки из популярного балета Стравинского. Скоморошина и балаган в симфонии парадоксально оказываются переплетены с аллюзиями на Скрябина, Лядова и Вагнера (интересно, что в своей последней, Пятнадцатой симфонии Шостакович снова вспомнит о Вагнере). Во второй части и финале Шостакович вводит достаточно виртуозную партию фортепиано, что придает симфонии черты фортепианного концерта. По форме финал — самая сложная часть, хотя композитор написал его по-моцартовски стремительно — меньше чем за неделю. В одном из писем Шостакович в свойственной ему манере ерничает: «С горя стал сочинять финал симфонии. Выходит мрачно». Несмотря на жизнеутверждающее завершение, симфония действительно несет отпечаток трагического времени, а также образы и символы, которыми Шостакович будет активно пользоваться в своих произведениях до конца жизни.

Мечислав Вайнберг (1919–1996)
Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)

«Концертино» для скрипки с камерным оркестром, op. 42 Мечислава Вайнберга, как и знаменитый вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», было написано в роковой для истории отечественной музыки 1948 год и также соприкасается с еврейской темой. Характерная, с узнаваемыми интонациями, «изломанная» мелодия пронизывает все три части концерта. В разгар «борьбы с космополитизмом» исполнение подобных сочинений было решительно невозможным. Однако, в отличие от цикла Шостаковича, сыгранного в 1955 году, «Концертино» Вайнберга так и не было исполнено при жизни автора — оно прозвучало спустя полвека после написания в 1999 году на фестивале, посвященном 80-летию композитора. Неоромантический опус Вайнберга можно назвать вариациями на одну интонацию, измененную
почти до неузнаваемости благодаря ритмическим и структурным перевоплощениям. Взаимодействие оркестра и солиста приводит к трагическому срыву, а экспрессивную сольную каденцию можно трактовать в русле генеральной для всего XX века темы поиска свободы и права на свое мнение.

Галина Уствольская (1919–2006)
Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)

В конце 1940-х годов композитор Галина Уствольская получила известность как одна из самых ярких и талантливых учениц Дмитрия Шостаковича. Она училась у него с перерывами с 1939 по 1947 год. Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр был написан Уствольской в 1946 году и открывает лично утвержденный ею в поздние годы список сочинений. В концерте можно услышать влияние как Шостаковича (лирические фрагменты с характерными интонациями), так и Стравинского (ориентация на неоклассицистский стиль которого ощутима как в начале, так и в финале с нерегулярными ритмическими построениями). Однако мощная экспрессия, присущая концерту, указывает на индивидуальную манеру Галины Уствольской, выработавшей свой собственный неповторимый стиль. Концерт был впервые исполнен в 1960 году Павлом Серебряковым, которому композитор и посвятила это произведение.
Впоследствии Уствольская перепосвятила Концерт Алексею Любимову, ставшему одним из лучших интерпретаторов ее музыки.

Солисты
Николай Саченко
скрипка
Окончил Московскую консерваторию. Концертная жизнь началась еще во время обучения в ЦМШ. Николай Саченко выступает в России, Японии, США, Китае, Европе и Латинской Америке. Принимал участие в международных фестивалях в Кронберге, Монтрё, Эвиане, Праге. Выступает c такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Оркестр Баварского радио, токийский симфонический оркестр Метрополитан, национальные оркестры Пекина и Венесуэлы.
После победы на Международном конкурсе скрипачей им. Л. Моцарта получил в подарок от ценителей музыки скрипку работы французского мастера Саломона. Играя на ней, стал победителем XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В 2005 году стал концертмейстером оркестра «Новая Россия» под руководством Ю. Башмета.
Много играет камерную музыку, выступая в ансамбле с такими музыкантами, как Ю. Башмет, Г. Кремер, Л. Харрелл, Г. Хоффман, К. Родин, А. Князев. Является постоянным участником Квартета имени П. И. Чайковского и Камерного ансамбля Московской филармонии «Брамс-Трио».
Николай Саченко играет на скрипке Франческо Руджери (1697) из Государственной коллекции России.


Мария Андреева
фортепиано
Родилась 04.02.2001 г., начала обучаться музыке с 4-х лет. Окончила Центральную Музыкальную Школу при Московской Государственной Консерватории одновременно по двум специальностям - фортепиано и скрипка. Там же обучалась композиции и игре на органе .
В 2019 году поступила в Московскую Государственную Консерваторию им. П. И. Чайковского также сразу на две специальности: скрипка (педагог - Заслуженный артист России , проф. Сергей Иванович Кравченко) и фортепиано (педагог - Народный артист России , проф. Владимир Павлович Овчинников).
Мария лауреат множества международных конкурсов по фортепиано, скрипке, органу и композиции. Она, единственная за всю историю конкурса, стала лауреатом Международного Юношеского конкурса им. П.И. Чайковского , по двум номинациям ( скрипка - 1 место, Новосибирск, 2015; Фортепиано - 3 место, Астана, 2017). Отмечена дипломом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса "Молодые дарования России" Министерства культуры РФ.
Мария много выступает за рубежом, так, помимо России, у нее были сольные концерты в Германии, Франции, Италии, Испании, Чехии, Китае, также участвовала в концертах в Аргентине, Казахстане, Белоруссии, Литве, Сербии. Неоднократно выступала как солистка с симфоническими оркестрами.
В качестве приглашенного солиста принимала участие в фестивалях SächsischesMotsartfest (Германия, 2014, 2015, 2017), Музыкальный фестиваль Rheingau (Германия, 2011), Фестиваль PortoRotondo (Италия, 2012), Iguazú enConcerto (Аргентина, 2011, 2013, 2014, 2015), «MoscowCamerata - 2011», MorellinoClassica (Италия, 2017 год), «OchiChernie» (Италия, 2017 год), международный фестиваль камерной музыки "Весна в России" (Москва, 2018), Транссибирский Арт-Фестиваль (Россия, 2018), Международный молодёжный фестиваль им. П.И.Чайковского (Санкт-Петербург, 2018), Фестиваль русской музыки "Большой" (Сербия, 2018), ArthemesiaClassicaFestival (Италия, 2018), фестиваль «Амурские волны» (Хабаровск, 2019), фестиваль «Pianopianoforteforte» (Италия, 2019).

Дирижер
Федор Леднев
дирижер
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова.
Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов. Постоянный дирижер ансамбля «eNsemble» (Санкт-Петербург) и Московского ансамбля современной музыки, выступает со «Студией новой музыки» и ГАМ-ансамблем (Москва), ансамблями Nostri Temporis (Украина), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Как дирижер участвовал в постановках опер А. Берга, П. Дюсапена, Д. Курляндского в Большом театре и Пермском театре оперы и балета.
Участвовал в постановках опер «Воццек» А. Берга в Большом театре, MedeaMaterial П. Дюсапена, «Носферату» Д. Курляндского в Пермском театре оперы и балета.
Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Государственным оркестром России им. Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, хором и оркестром MusicAeterna и другими коллективами. С 2019 года — дирижер musicAeterna.
Made on
Tilda